Закон о стратегическом планировании примут в 2014 году

Предполагается, что в ноябре этого года Госдума примет во втором чтении законопроект о стратегическом планировании. Игорь Слюняев на XII Общероссийском форуме в Санкт-Петербурге по стратегическому планированию в регионах и городах назвал его базовым документом для социально-экономического развития территорий. И выразил надежду, что в этом году закон, наконец, будет принят.

В нынешнем варианте законопроект предполагает уже не общее - "развитие городов и регионов", а конкретное - разработку рейтингов, международное сотрудничество, систему расселения, экологию.

Было решено, что разрозненные положения, разработанные в этой сфере ранее, будут объединены в монолитный документ, задача которого - логично увязать все существующие стратегии в одну. Специалисты подчеркивают необходимость подобного варианта действий - нынешние нормативные акты либо безнадежно устарели, либо не согласованы между собой.

- Закон представляет собой некий каркас, который должен объединить множество разрозненных фрагментов, чтобы получилась взаимосвязанная и эффективная система, - сообщил референт департамента инновационного развития Министерства экономического развития РФ Виталий Дементьев. - Сейчас документ находится в государственно-правовом управлении президента РФ, а ознакомиться с ним можно будет не раньше начала ноября, когда будет согласована редакция.

Долгосрочное планирование для России процесс относительно новый, чего не скажешь о ряде стран с уже успешно действующей системой стратегий. Таковыми являются, например, страны Европейского союза, где планирование уже на протяжении долгого времени строится семилетними циклами. По словам представителя Генерального директората по вопросам региональной политики Европейской комиссии Майкла Ральфа, для развития стратегического планирования "помимо законодательной базы, очень важно иметь в виду практическое осуществление положений". Эксперт подчеркнул, что долгосрочная система предполагает и достаточно длительный по времени этап становления.

- В Евросоюзе стратегическое планирование - это совершенно зрелая политика. Но и у нас есть сложности - сейчас мы стали думать о том, как упростить многочисленные структуры, найти необходимый баланс. Все это не так просто и постоянно требует модернизации и повышения эффективности, - подчеркнул Ральф.

Также представители зарубежных ассоциаций обращают внимание на ряд первоочередных шагов, необходимых для успешного результата планирования. Среди них реализация крупных транспортных проектов, технико-экономическое обоснование, анализ "затраты - выгоды", а также оценка возможных рисков.

По мнению министра регионального развития РФ Игоря Слюняева, региональные программы - это всегда цифры, и определенный процент погрешности при реализации вполне допустим. Но когда говорим о стратегии, на первый план выходит достижение цели. В минрегионе подготовлен и пессимистический сценарий, предполагающий негативное развитие событий в экономике.

По словам Слюняева, базовые национальные цели, которые преследует стратегия, должны идти через всю вертикаль власти, затрагивая как федеральный, так и региональный уровни, включая населенные пункты.

Кроме того, по мнению главы минрегиона, стратегия регионального развития не должна идти параллельно с отраслевыми стратегиями. Необходимо обеспечить их взаимопроникновение, чтобы комплексное развитие касалось и федеральных округов, и сельских поселений, считает министр.

Вопросы, касающиеся правовых аспектов реализации законопроекта, также рассматривались на Общероссийском форуме. Кроме исключительно законодательных аспектов внимание было уделено ряду важных составляющих планирования - международному сотрудничеству, разработке методологии системы и городских рейтингов, переходу к "зеленой" экономике, повышению конкурентоспособности, развитию туристической отрасли, грамотному использованию ландшафтов.

Некоторые регионы в силу своего особого положения получат специально разработанные стратегии, где будут учтены их особые характеристики и перспективность развития. К таким территориям относится, к примеру, Дальний Восток и Забайкалье. Это макрорегион с большим потенциалом находится сейчас в критическом состоянии, выйти из которого, по словам экспертов, можно с учетом реализации определенных "деталей" нового законопроекта. Это размещение на территории региона новых производств и услуг, формирование зон особого экономического регулирования, улучшение инвестиционной ситуации, развитие инфраструктуры.

Еще одной "зоной особого внимания" стали приморские и Арктические территории. Переход к комплексному планированию развития побережий и акваторий России выделен в отдельный компонент стратегий. Он должен коснуться, к примеру, таких вопросов, как формирование системы управления побережьем Калининградской области и перспективное освоение уникальных береговых ландшафтов.

Новый законопроект "О государственном стратегическом планировании", как отмечают в Комитете Госдумы по региональной политике, будет принят в третьем чтении уже в 2014 году. Тем не менее продолжается "отшлифовка" его положений, обсуждение концепций и поиск наиболее оптимальных моделей. Эксперты не исключают, что окончательная редакция изменит как "наполнение" документа, так и его название.

Комментарий

Игорь Слюняев, министр регионального развития РФ:

- В современных условиях, когда меняются товаропотоки и проблема импортозамещения является ключевой для выживания национальной экономики, стоит задача построения общества разумной достаточности за счет повышения платежного спроса. Именно этим задачам посвящена вся система стратегического планирования, включая стратегии социально-экономического развития федеральных округов, субъектов РФ. Многие положения этого концептуального подхода посвящены решению вопросов поддержки национальных товаропроизводителей, поддержки экспортно ориентированных производств, поддержки формирования конкурентной среды.