Кроме того, банки намерены ограничить объемы операций по переводу средств, отметил первый вице-президент Ассоциации региональных банков Александр Хандруев. Он убежден, что лимиты на снятие наличных введут абсолютно все банки, чтобы защититься от возможного мошенничества.
А вот глава Финпотребсоюза Игорь Костиков, наоборот, считает, что защищаться нужно клиентам. У банков, по его словам, все операции с использованием электронных средств платежей застрахованы, поэтому они ничего не теряют. Даже в случае мошеннических действий со стороны клиента потери будут возмещены страховой компанией. Клиенту же, если средства с его карты были списаны несанкционированно, очень сложно доказать это и вернуть похищенные деньги. В этом Костиков убедился на собственном примере: он рассказал, что сам стал жертвой мошенников и потерял значительную сумму средств, списанных с пластиковой карты. Ему удалось вернуть деньги, однако не благодаря хорошо работающим законам и отлаженной процедуре, а благодаря своему профессиональному положению, которое позволило ему позвонить руководству банка напрямую и решить вопрос.
Кстати, о законе. До вступления в силу ст. 9 Закона "О национальной платежной системе", регулирующей порядок возмещения несанкционированно списанных с пластиковой карты средств, остается два месяца. Однако по-прежнему в бизнес-сообществе нет единого мнения относительно того, насколько эта статья защищает права как банков, так и их клиентов. Костиков считает, что статья непонятна и создает целые "правовые лакуны". Несколько ключевых моментов не прояснены, например, каким образом и в какие сроки банк и клиент должны уведомить друг друга о списании средств, сколько времени есть у клиента на подачу претензии банку, кто должен нести ответственность за то, что СМС с оповещением было отправлено, но не дошло и т.д. Кроме того, по его словам, ст. 9 вступает в противоречие с Гражданским кодексом, который однозначно говорит о том, что права потребителя должны быть защищены. Все эти сложности создадут большие проблемы для судей, которые будут рассматривать претензии по подобным делам, уверен Костиков.
Он также подчеркнул, что при подготовке ст. 9 Финпотребнадзор не раз обращался и к минфину, и к ЦБ с просьбой включить своих представителей в рабочую группу, однако ответа так и не получил. То есть фактически, как считает Костиков, документ разрабатывался вообще без учета позиции потребителей. "Ст. 9 вносит неоправданные усложнения. Проблема заведена в чащу, из которой не видно выхода", - отметил эксперт.
Александр Хандруев, в свою очередь, считает, что текст статьи вполне понятен, а "переписывать его так, чтобы он был понятен каждой кухарке", не имеет смысла. Да и времени на это уже не осталось, эксперт подчеркнул, что за два месяца Госдума просто не успеет рассмотреть и принять в трех чтениях какие бы то ни было поправки. Так что с 1 января 2014 года статья вступит в силу. Хандруев считает, что реализация ее положений на практике покажет, надо ли что-то корректировать в статье. Он напомнил, что Закон "О национальной платежной системе" был принят в 2011 году, а вступление в силу ст. 9 и так было отсрочено на два года - у банков было время подготовиться. По его словам, сейчас банки не просят отсрочки, они только просят уточнить некоторые моменты. То, что эти моменты ключевые, эксперта, видимо, не смущает. Тем не менее он отметил, что необходимо закрепить множественные способы уведомления, применять ст. 9 только в отношении персонифицированных карт, а также более прозрачно описать претензионный порядок рассмотрения споров по картам.
Впрочем, все большее распространение пластика неизбежно: по пути ограничения наличных расчетов идет не только Россия, но и весь мир. И опыт других стран показывает, что нигде этот процесс не проходит легко, отметила заведующая кафедрой банковского дела Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Елена Звонова. Во Франции, например, переход на безналичные платежи также проходил непросто и поначалу граждане не очень охотно принимали нововведения. Тем не менее и Франции, и другим развитым странам удалось преодолеть трудности переходного периода. Справится с этим и Россия, убеждены эксперты.