28.10.2013 23:41
    Поделиться

    Мантуров: Радиоэлектронная промышленность выбрала приоритеты

    Минпромторг подготовил проект "Стратегии развития радиоэлектронной промышленности России до 2030 года".

    Денис Мантуров, министр промышленности и торговли РФ

    Мировой рынок радиоэлектроники сегодня формируют три основных сегмента, каждый из которых имеет свою специфику. Это потребительская радиоэлектроника, включающая массовую аудио, видео, компьютерную и бытовую технику. Профессиональная электроника, используемая в промышленности, телекоммуникациях, автомобилестроении, энергетике, медицине и других сферах. И радиоэлектроника специального назначения - это аппаратура для разных видов вооружения и силовых структур.

    Специализация основных игроков на мировом рынке радиоэлектроники уже определена. Азиатские страны, такие как Корея, Тайвань, Малайзия, Сингапур, Филиппины и Япония, сосредоточились на потребительских сегментах. Они выпускают и компоненты, и на их основе конечную продукцию, которая продается по всему миру (компонентная модель). Несмотря на невысокий уровень прибыльности, за счет масштаба и высокой унификации крупнейшим компаниям этого сектора удается поддерживать необходимую рентабельность. В потребительском секторе мирового рынка постепенно происходит насыщение. Хотя отдельные ниши пока еще демонстрируют неплохую динамику - планшетники, ноутбуки, смартфоны, мультимедиа. Впрочем, российские производители практически полностью вытеснены из потребительских сегментов. Чтобы отнять кусок рынка у мировых лидеров, потребуются огромные затраты на создание сопоставимого по масштабам игрока. При этом эффект таких вложений неочевиден. Попытки уже предпринимались: компания "Ситроникс" пыталась проникнуть в low-cost уровень потребительской электроники на внутреннем рынке. Но вынуждена была свернуть этот проект.

    Так называемую "сборочную" модель реализуют Таиланд, Венгрия, Чехия, Бразилия и Индия. Ее отличие в том, что выпуск потребительской электроники осуществляется в основном на компонентной базе, произведенной в других государствах.

    Развитые страны, отдав свой внутренний потребительский рынок на откуп компаниям из Азии, сфокусировались на профессиональном и специальном сегментах. Россия тяготеет именно к этой модели развития. На основе подробного анализа ситуации министерство сформулировало основные положения стратегии. Ее главной целью является повышение эффективности, конкурентоспособности и технологического уровня отечественной радиоэлектронной промышленности. Это будет способствовать инновационному развитию и обеспечению обороноспособности страны.

    Но главное, чего нужно добиться, - подготовить отрасль к игре по новым, более жестким правилам в связи со вступлением в ВТО. Поэтому стратегия направлена на формирование самодостаточных, конкурентоспособных компаний, способных динамично развиваться в условиях открытого рынка.

    В некоторых секторах наши компании сегодня успешно соперничают с мировыми лидерами (системы безопасности, измерительная техника и др.). Для профессиональной аппаратуры производится компонентная база. Она применяется, например, в системе ГЛОНАСС, выпуске RFID-меток, чипов для sim-карт, банковских карточек, биометрических паспортов и в других направлениях.

    Наконец, в сегменте специальной радиоэлектроники мы занимаем сильные позиции на мировом уровне. Отечественные производители обладают компетенциями в создании уникальной аппаратуры для воздушно-космической обороны, стратегического ядерного вооружения, комплексов радиоэлектронной борьбы, радиолокации и спецсвязи.

    Именно поэтому приоритетными направлениями стратегии являются профессиональная и специальная радиоэлектроника. На этих секторах и будет сфокусирована поддержка со стороны государства.

    По специальному и профессиональному сегменту мы ставим себе задачу не только наращивать объемы конечной продукции, но и выстроить всю производственную цепочку. Первым звеном в этой цепи является формирование научно-технического задела.

    Приоритет господдержки - это критические технологии в специальном сегменте, где мы должны обеспечить как минимум паритет с ведущими мировыми державами по уровню вооружения.

    Что касается прикладных НИОКР, мы готовы сотрудничать с бизнесом на условиях софинансирования. При этом исполнитель получает преимущественное право на использование так называемых результатов интеллектуальной деятельности (РИДов), которыми сегодня компаниям безвозмездно предлагает воспользоваться министерство в обмен на жесткие обязательства по внедрению результатов исследований и выпуску определенных объемов конечной продукции. В случае невыполнения условий контракта бюджетные средства должны быть возвращены. Со следующего года этот механизм будет запущен по отдельным отраслям, а с 2016-го он будет внедряться и в радиоэлектронике. Для примера: правильно выстроенный механизм внедрения НИОКР позволил Соединенным Штатам Америки за 10 лет создать более 3 тыс. компаний, порядка 270 тыс. рабочих мест и почти 190 млрд долларов вклада во внутренний валовый продукт.

    Таким образом, компании должны более активно инвестировать в прикладные исследования и обеспечивать их коммерциализацию. При этом бизнес будет опираться на базовый научно-технический задел и инновационную инфраструктуру, которую создает государство.

    Еще одно направление господдержки - создание долгосрочного задела по прорывным технологиям, которые будут актуальны в 10-летней перспективе. Например, по таким направлениям, как радиофотоника и органическая электроника, конкуренция еще не сформировалась и есть возможность в будущем занять на этих рынках существенную долю. Минпромторг разработал дорожную карту развития фотоники, утвержденную правительством. А недалекое будущее связано с органической микроэлектроникой. На ее основе можно делать "пленочные дисплеи", которые будут использованы в специальном и профессиональном секторах и дойдут до массового потребителя. То есть будет возможность вернуться в сектор потребительской электроники, но уже на другом уровне.

    Чтобы внедрение результатов научных и прикладных исследований стало возможным, необходима соответствующая инфраструктура. Ее основой станут кластеры, которые уже создаются в Москве, Санкт-Петербурге, Томской и Новосибирской областях. К 2020 году их количество должно увеличиться до 20. Кластерная схема доказала свою эффективность на примере Южной Кореи, где годовые темпы роста производства у участников кластеров превысили 50%.

    Успешное выполнение стратегии немыслимо без улучшения ситуации в корпоративном секторе отрасли, где эффективных компаний пока явно недостаточно. Развитие крупных корпораций - необходимое условие реализации сложных и капиталоемких проектов ВПК. Они также будут выступать и основными поставщиками комплексных решений на мировой рынок в профессиональном секторе. Малые и средние компании позволят создать высокую инновационную активность в отрасли и широкий набор решений, ориентированных на потребности рынка. В развитых странах на МСП приходится более 50% инноваций как в специальных, так и в профессиональных сегментах. Они также сформируют развитую сеть поставщиков и эффективную кооперацию внутри страны. Для поддержки "малышей" мы с 2016 года пускаем механизм субсидирования новых высокопроизводительных проектов.

    Справка "РБГ"

    Радиоэлектроника - самая быстрорастущая отрасль промышленности в мире. В структуре добавленной стоимости ее доля уже сейчас составляет почти треть и дальше будет только увеличиваться. Ежегодный прирост мирового рынка ожидается в среднем на уровне 7%. К 2030 году он утроится - до 223 триллионов рублей.

    По расчетам минпромторга, к 2030 году выручка российских компаний, занимающихся радиоэлектроникой, вырастет в 7 раз - до 1,5 триллиона рублей. А выработка на одного сотрудника увеличится с нынешнего 1 миллиона рублей в год на человека до 10 миллионов рублей.

    Поделиться