О том, что брянская казна утратит немалую часть налогов, стало ясно несколько месяцев назад. В конце лета губернатор Николай Денин заявил, что серьезное уменьшение поступлений уже произошло: "Только общество "Магистральные нефтепроводы "Дружба" недоплатило в этом году налога на прибыль 1,8 миллиарда рублей! Это колоссальная сумма. Всем понятно, что финансисты, верстая областной бюджет, рассчитывали на эти деньги".
Казна сейчас формируется в основном за счет налогов на доходы физических лиц и на добавленную стоимость - каждый из них за девять месяцев года пополнил бюджет на 7,3 миллиарда рублей. В доле собственных доходов Брянщины поступления НДФЛ составляют 51 процент. Иначе говоря, выпавший налог на прибыль предприятий не должен был стать для области катастрофой, хотя речь идет о немалой сумме - двух с лишним миллиардах рублей. Но регион вынужден считать сейчас каждую копейку: госдолг вырос до девяти миллиардов рублей при дефиците бюджета почти в три миллиарда.
Причина того, что область частично потеряла доходы от такого крупного предприятия, как "Магистральные нефтепроводы "Дружба", проста - изменилось законодательство. Заместитель гендиректора компании по экономике Виктор Попов пояснил:
- В прошлом году вступил в силу федеральный закон, который дополнил Налоговый кодекс главой "Консолидированная группа налогоплательщиков". После создания нашей головной компанией такой группы налоговый учет по прибыли ведется централизованно, и налог на прибыль за всех участников группы платит одно юридическое лицо.
Кроме того, консолидированно теперь платят налоги железнодорожники и еще несколько компаний.
Примечательно, что хотя закон был принят еще в прошлом году, брянские стратеги при принятии бюджета почему-то понадеялись, что никаких изменений не будет. Зато теперь даже отправили своего представителя в Минфин РФ - доказать, что у Брянской области нельзя было отбирать доходы.
По словам начальника регионального управления ФНС Елены Николаенко, налог на прибыль, который оплатила государству консолидированная группа, потом распределяется в соответствии со стоимостью основных фондов:
- Понятно, что Самарская область получит гораздо больше, так как там нефтеперерабатывающий завод. В Брянской области такого нет, а цена нефтепровода ниже.
Вроде бы в этих словах есть резон. Но с ними совершенно не согласен экономист Виктор Михальченко:
- Власти могут обвинять законодателей или министров, но лучше смириться с изменившимся положением вещей и признать, что Брянская область много лет незаслуженно получала "нефтяные" деньги, не будучи нефтедобывающим регионом. Да, за перекачку энергоресурсов на запад тоже надо платить, и их платили. По большому счету, в тех деньгах, которые потеряла местная казна, не было соответствующей заслуги области. Это "заслуга" тарифов, то есть федерального правительства. Нельзя уповать на спекулятивную прибыль, нужно прежде всего развивать свое производство.
Правда, пока с производством в Брянской области дела идут не слишком хорошо. С начала года оно упало на 1,2 процента, тогда как власти рассчитывали на рост промышленности.