Якутские депутаты выяснят, почему провалился северный завоз

Государственное Собрание Якутии проведет депутатское расследование причин срыва северного завоза на реку Индигирка, в результате чего три северных района республики оказались накануне зимы с дефицитом топлива и продовольствия.

Соответствующее предложение, поддержанное руководством регионального парламента, в понедельник внес председатель постоянного комитета по экономической, инвестиционной и промышленной политике Виктор Федоров.

- Если в навигацию 2013 года на Индигирку планировалось завезти 33,3 тысячи тонн нефтепродуктов, то недовезено 15,2 тысячи тонн, - отметил он. - Из 20,8 тысячи тонн сухогруза недовезено 12,7. В данное время тяжелой техникой, доставленной на транспортных вертолетах Ми-26, пробивают автозимники. Сумма дополнительных расходов ожидается в пределах миллиарда рублей - из государственного бюджета республики.

Основная причина сбоя уже озвучивалась речниками и местными властями - обмеление рек и ранний ледостав. Однако высказывались мнения и о том, что на ситуацию повлиял человеческий фактор. В частности, речь идет о слабой работе по дноуглублению и низком уровне диспетчеризации во время проведения навигации.

Как считают депутаты, расследование поможет понять, где были допущены ошибки, где - не учтены природные факторы, и что в этой связи необходимо поменять при организации северного завоза в последующие годы. Кроме того, они полагают, что взваливать компенсацию дополнительных издержек только на республиканскую казну было бы неправильно.

- Цель - добиться софинансирования этих работ из федерального бюджета, - заявил первый вице-спикер парламента Якутии Анатолий Добрянцев.

Очевидно, не в последнюю очередь подобные заявления вызваны тем обстоятельством, что работы по углублению дна на якутских реках ведет федеральное учреждение - Ленское бассейновое управление водных путей и судоходства. Однако минувшим летом его земснаряды не смогли прорыть судовой проход с моря на Индигирку. В итоге часть теплоходов, полтора месяца простояв у устья реки, вынуждены были разгрузиться в другом месте. А другие суда, в последний момент пробившиеся через обмелевшее устье, вмерзли на Индгирке в лед вместе с 5,7 тысячами тонн грузов.