05.11.2013 12:25
    Поделиться

    В Кирове подведут итоги программы поддержки местных инициатив

    6-7 ноября в Кирове пройдет конференция "Реализация проекта по поддержке местных инициатив. Опыт Кировской области и итоги проекта 2010 - 2013 годов. Перспективы и стратегия развития в 2014 году".

    Участники конференции расскажут, как проходила реализация проекта в муниципальных образованиях, с какими проблемами пришлось столкнуться, обсудят перспективные направления проекта и планы на будущее. Своим опытом реализации подобного проекта с кировчанами поделятся гости конференции - представители различных российских регионов.

    Всего за четыре года в Кировской области совместными усилиями власти и жителей реализована почти тысяча самых разных проектов по благоустройству населенных пунктов. Если бы четыре года назад кто-то сказал заместителю председателя правительства Кировской области Марии Гайдар, на какие масштабы выйдет проект, она наверняка бы очень сильно удивилась. Члены инициативных групп из южных районов области, где начинался тогда "пилот", неделями уговаривали принять участие в программе своих земляков - настолько велико было недоверие людей. Еще бы, речь шла не о бюджетных средствах, а о своих кровных. Куда уйдут деньги? Кто проследит за качеством работ? Почему именно мы? Вопросов было множество.

    Сейчас жители некоторых поселений еще на этапе формирования заявок, когда неизвестно, кто победит, умудряются уже собрать необходимые по условиям проекта деньги. Вот, мол, смотрите, мы уже готовы. А подача заявок от поселений превратилась даже в некое состязание.

    Но решающую роль в перемене настроений, а точнее сознания жителей, сыграло даже не время, а реальный, видимый результат, который, как в случае с отремонтированной дорогой, в прямом смысле можно потрогать руками. Или когда заработал водопровод, годами бесхозно ржавевший под землей, и отпала нужда ходить с ведрами за водой к колонке.

    За эти годы постоянно модернизировалась типология проекта с учетом расширяющейся географии, участников, но суть проекта оставалась прежней. Население само решает, что в том или ином населенном пункте нужно благоустроить. Затем конкурсная комиссия, используя балльную систему, отбирает победителей. Деньги областного и местного бюджетов, населения и спонсоров складываются вместе и на них строится или ремонтируется какой-либо социально значимый объект. При этом областной бюджет выделяет порядка 70 процентов необходимой суммы.

    Эту схему разработали специалисты Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Представители банка участвуют в каждом сходе, разъясняют суть проекта. Причем если в первый год его реализации основное время уходило на убеждение людей в пользе проекта, то сейчас на встречах в основном - профессиональные консультации по грамотной подготовке документации.

    Как говорит руководитель проекта со стороны МБРР Иван Шульга, за время работы в регионе они сформулировали для себя несколько ключевых факторов успеха проекта по поддержке местных инициатив в Кировской области.

    Во-первых, принцип "снизу вверх". Когда проблемы поселения определяются и решаются не извне, как это зачастую происходит во многих централизованных программах, а самими жителями.

    В результате население ведет себя как рачительный хозяин. Контролирует все закупки, ход работ на каждом этапе, а где-то и само принимает в них участие. А после сдачи объекта берет его под охрану. Например, в некоторых поселениях, после того как там благодаря проекту появилась хорошая дорога, по согласованию с ГИБДД были установлены дорожные знаки, запрещающие проезд тяжелым грузовикам, чтобы лесовозы не разбили новенькую трассу. А в детском парке, построенном в том числе и на народные деньги, никто не даст сломать скамейки, установленные с участием жителей.

    Второй фактор - доверие. Когда все процессы, протекающие в рамках проекта, абсолютно прозрачны. И люди в случае проигрыша их заявки видят, что ее не "вытолкнули" искусственно, дабы провести другого претендента. Что она проиграла потому-то и потому-то. И на следующий год, если учесть и исправить все ошибки, допущенные в этом году, заявка вполне может оказаться в списке победителей. Что, кстати, часто происходит на практике. А финансовая сторона проекта построена и контролируется так тщательно, что за четыре года не было выявлено ни одного факта злоупотребления.

    В-третьих, происходит непрерывное развитие проекта. В 2010 году он начинался с нескольких сельских поселений, а бюджет проекта укладывался в 20 миллионов рублей. В 2013 году бюджет вырос до 300 миллионов, в нем участвует вся область, включая города, рассмотрение заявок превратилось в настоящее соревнование, за которым через интернет внимательно следят десятки тысяч зрителей. Поскольку все этапы проекта выкладываются на сайте департамента социального развития Кировской области.

    В этом году в конкурсе участвовало более 600 заявок. Можно представить ажиотаж вокруг того, как шло определение победителей.

    Все коррективы, которые вносятся в проект, опять же не искусственны, а вызваны жизнью. Например, когда в проект включились города, стало ясно, что собрать там сход, как в деревне, физически невозможно. В связи с чем было объявлено специальное голосование на сайте "Йополис". И таким образом определялось, какой проект сами горожане считают необходимым реализовать в первую очередь.

    Кстати, любопытно, что в сельской местности, где зачастую реальным инициатором проекта оказывалась местная администрация, уже в ходе собрания менялся объект. Например, в администрации считали, что в поселке необходимо освещение, а жители на сходе, проголосовав за участие в проекте, одновременно принимали решение, что более насущным является ремонт водопровода.

    В программе охотно участвуют спонсоры. Если в одиночку не осилить строительство дороги до школы, куда ходит и ребенок местного бизнесмена, то благодаря проекту - вполне.

    Еще один очень важный момент. В проекте по поддержке местных инициатив не бывает долгостроев. Обязательное условие - объект должен быть сдан в течение календарного года. И здесь никто не даст скучать подрядчику.

    Поделиться