Новости

29.10.2013 19:55

Проиграли в шашечки

Закон о легковых такси не вывел из тени нелегальных перевозчиков
С тех пор, как вступил в силу федеральный закон, призванный урегулировать работу такси на территории субъектов РФ, прошло больше двух лет. Однако искоренить нелегальный рынок не удалось. Наоборот, по мнению экспертов "РГ", у "бомбил", благодаря новому ФЗ, появилось больше преимуществ перед легальными таксистами.

Белый, серый, черный

Как показали исследования Санкт-Петербургского общественного фонда защиты прав потребителей и имущественных прав граждан "Белый город", легально в Северной столице работают около двух тысяч автомобилей такси. Еще восемь тысяч таксистов, которые получили разрешение, не соблюдают закон: не проходят предрейсовый медицинский осмотр, не заполняют путевой лист, не имеют договора на техническое обслуживание автомобиля и так далее. 15 тысяч водителей оказывают услуги такси нелегально.

Исследование проводилось в январе текущего года. С тех пор комитет по транспорту Санкт-Петербурга выдал еще порядка трех тысяч разрешений, однако соотношение "белых", "серых" и "черных" таксистов в городе в корне не изменилось. При этом эффективность работы правоохранительных органов, уполномоченных наводить порядок на рынке такси, в Северной столице нельзя назвать высокой, считают специалисты фонда.

С января по май текущего года сотрудники ГИБДД Санкт-Петербурга выявили 181 нарушение в сфере таксомоторных услуг (1,2 нарушения в сутки). На территории Московского района, где располагается аэропорт Пулково, за два года вообще не было задержано ни одного нелегального таксиста.

- Учитывая соотношение "белых", "серых" и "черных" такси в Санкт-Петербурге, выявление одного нарушения в сутки - это неоправданно низкая цифра, - отмечают исследователи. - Фонд обратился в прокуратуру с просьбой провести проверку этих показателей.

Пересечение штрафной

Для нелегальных перевозчиков, работающих без разрешения, закон установил весьма лояльные штрафы - до пяти тысяч рублей. В то же время в среде легальных таксистов штрафы за различные нарушения достигают 50 тысяч.

- Какой смысл водителю открывать ИП, собирать пакет документов, оборудовать автомобиль, чтобы за небольшую провинность его карали штрафом в размере месячного заработка, - разводит руками председатель некоммерческого партнерства "Северо-Западное таксомоторное объединение" Вячеслав Алексейчук. - Гораздо проще и выгоднее игнорировать закон. Проверяют нелегалов редко. А если уж не повезет, платишь пять тысяч рублей и "бомбишь" дальше.

Как рассказал Вячеслав Алексейчук, в 2011 году многие таксисты встретили закон с энтузиазмом и решили легализовать бизнес. Однако позже выяснилось, что "белым" игрокам рынка трудно конкурировать с "бомбилами". И водители, получившие разрешение на работу, вновь ушли в тень.

- За последние два года наше некоммерческое партнерство помогло легализоваться примерно 100 таксистам. Сейчас из них по всем правилам работают только 30 водителей, - комментирует корреспонденту "РГ" ситуацию Вячеслав Алексейчук. - "Белые" таксисты платят налоги, которые в этом году для индивидуальных предпринимателей ощутимо выросли, оплачивают услуги медицинских организаций и автосервисов. Разумеется, они не могут предложить клиентам те же цены, что и нелегалы, которые тратятся только на бензин.

При этом "горячие точки" у метро и вокзалов всегда заняты "бомбилами", жалуются легальные таксисты.

- Спорить с теневиками бесполезно и опасно, можно и в нос получить, и зеркала заднего вида недосчитаться, - рассказывает петербургский индивидуальный предприниматель Алексей Обухов. - Пробовал звонить в ГИБДД, там говорят: разберемся. А на следующий день "бомбилы" опять на посту.

Машина в аренду

Федеральный закон о такси уже претерпел ряд изменений, призванных упростить жизнь легальных игроков рынка. В первой версии документа, которая вступила в силу осенью 2011 года, основным камнем преткновения между таксомоторным сообществом и властями стала необходимость иметь автомобиль только в собственности или в лизинге. Требование поставило под угрозу деятельность диспетчерских служб, которые не владеют собственными таксопарками и привлекают к работе водителей с личными автомобилями. В небольших городах подобные структуры занимают от 80 до 100 процентов рынка таксомоторных перевозок.

Много нареканий у таксистов вызвало и положение об обязательном наличии таксометра в каждой машине. Как заявляли игроки рынка, таксометр - это устаревший прибор, который современные перевозчики используют крайне редко. Кроме того, зачастую наличие счетчика в транспортном средстве приводит к дополнительным расходам пассажиров.

В апреле прошлого года вышел закон, установивший новые правила работы на рынке такси с учетом пожеланий бизнес-сообщества. В частности, документ разрешил таксопаркам и индивидуальным предпринимателям использовать арендованные транспортные средства. Кроме того, решать вопрос с обязательной установкой таксометра закон поручил региональным властям. В Санкт-Петербурге, к примеру, таксисты оборудуют автомобили счетчиками только по желанию.

В ожидании льгот

Так или иначе, необходимо установить еще более мягкие правила игры для легальных извозчиков, уверены эксперты "РГ". И более жесткие - для "бомбил".

- Государство должно дать "белым" игрокам рынка возможность встать на ноги, не душить предпринимателей налогами и штрафами, - подчеркивает Вячеслав Алексейчук. - А для нелегалов, наоборот, следует установить заградительные штрафы в 100-200 тысяч рублей. Чтобы "бомбилы" поняли, что в один день могут лишиться заработка за несколько месяцев, чтобы у них появился стимул работать легально.

Показательным для всех регионов СЗФО станет опыт Москвы, где штрафы для нелегальных таксистов могут вырасти сразу в десять раз - с нынешних пяти тысяч рублей до 50 тысяч. Соответствующее предложение сейчас рассматривают в Мосгордуме. Учитывая, что инициативу поддерживают и в столичной полиции, и в департаменте транспорта города, перспективы воплотиться в жизнь у нее более чем реальны.

Кроме того, столичные депутаты намерены внести в Госдуму РФ поправки в федеральный Кодекс об административных правонарушениях, которые касаются упрощения процедуры изъятия машин у "бомбил" через суд. В принципе, полиция может забрать у нелегального таксиста автомобиль и сейчас. Но для этого надо доказать, что владелец авто на самом деле регулярно "бомбит", найти свидетелей, которые заплатили за проезд.

Еще одна назревшая необходимость - создание системы преференций для "белых" игроков рынка на муниципальном и региональном уровне. В Псковской области, к примеру, идет работа с органами местного самоуправления по организации стоянок для такси.

- В муниципалитетах разъясняются требования нормативных актов по организации перевозочной деятельности, - делится информацией председатель комитета по транспорту и связи Псковской области Игорь Сильченков. - Крайне востребован прием документов в районах по месту жительства таксистов.

На 21 октября псковские власти выдали свыше 2,7 тысячи разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковым такси, в основном индивидуальным перевозчикам. В регионе нет крупных таксомоторных парков и зарегистрировано всего пять служб такси, где работает больше 20 человек.

- За последние два года рынок такси в Псковской области, безусловно, стал более цивилизованным, - продолжает Игорь Сильченков. - Легальные перевозчики в целом соблюдают нормы и требования транспортного законодательства, платят налоги, пополняя тем самым бюджет. Однако присутствие теневого бизнеса до сих пор велико, и в направлении легализации рынка такси предстоит большая работа.

В Новгородской области на середину октября власти выдали таксистам около трех тысяч разрешений. Общий объем финансовых средств, поступивших в областной бюджет от оплаты лицензий, превысил три миллиона рублей.

- В прошлом году Новгородская область заключила соглашения о взаимодействии в сфере таксомоторных перевозок с Псковской и Вологодской областями, - отметили в региональном департаменте транспорта и связи. - Это позволило таксистам, имеющим разрешение на работу в Новгородской области, легально работать и в двух соседних регионах.

Справка "РГ"

Чтобы получить разрешение на работу, таксисту необходимо предоставить в региональный комитет по транспорту пять документов: заявление, паспорт, выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, копию свидетельства о регистрации ТС или копию договора лизинга или аренды, декларацию о соответствии транспортного средства нормам закона (в части шашечек, цветографической схемы, техосмотра и так далее).

Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Санкт-Петербург СЗФО Новгородская область СЗФО Псковская область СЗФО Вологодская область