По мнению переработчиков, проблемы с поставкой сырья вызваны целым рядом причин. В их числе - заниженная прибрежная квота и разрешение рыбакам-прибрежникам замораживать и перегружать рыбу в море, которое они получили летом 2013 года, отметил Владимир Ляпунов. По его словам, в Мурманске действуют 16 фабрик, которые занимаются переработкой трески и пикши, из них 5 предприятий перерабатывают только охлажденную рыбу - наиболее ценную и полезную с пищевой точки зрения.
Как правило, это мощные предприятия, выпускающие продукт европейского качества, идущий на экспорт. Остальные фабрики могут работать как на охлажденном сырье, так и на мороженом. Однако если перерабатывать замороженное сырье, то в итоге получается продукт двойной заморозки, который за границей уже не покупают. Кто-то продолжает работать на замороженном сырье, чтобы уменьшить убытки, но это не выход из ситуации.
К половине рыбопромысловых предприятий прибрежного лова у переработчиков нет претензий. По данным "Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана" на октябрь, в Баренцевом море работают от 40 до 50 судов-свежьевиков, которые всегда возили охлажденную рыбу в Мурманск и намерены делать это впредь. На заморозку перешли многие рыбодобытчики из Архангельской области и Карелии и ряд мурманских компаний, которые в ассоциацию не входят. Без их сырья мурманским фабрикам тоже не обойтись, поскольку прибрежной квоты не хватает ни рыбакам, ни переработчикам. По словам Владимира Ляпунова, одним только береговым фабрикам требуется не менее 50 тыс. тонн потрошеной рыбы - это 75 тыс. тонн рыбы в воде. Прибрежники могли бы освоить этот объем, но вся прибрежная квота по Северному бассейну на 2013 год составляет 37 тыс. т - вместе с квотами "третьих стран".
Рыбаки подозревают, что объем прибрежной квоты искусственно занижается. С 2008 года общедопустимый улов трески в Баренцевом море вырос с 429 тыс. т до1,007 млн т, отмечает заместитель председателя правления ассоциации Сергей Махотин. Так же выросла и промышленная квота, которую осваивают предприятия океанического лова. В то же время прибрежная тресковая квота выросла с 21 тыс. т в 2008 году лишь до 27,5 тыс. т в 2013 году. Более того, общая прибрежная квота по треске и пикше даже уменьшилась - с 40,9 тыс. т в 2011 году до 37,2 тыс. т в 2013 году. При этом промышленная квота по треске и пикше за этот же период выросла на 18 процентов. На 2014 год прибрежникам дали только 21 тыс. т трески с возможностью увеличения квоты за счет нереализованных остатков квот "третьих стран".
- В Мурманске создан искусственный дефицит трески, - добавил Сергей Махотин. - Сегодня килограмм трески стоит 110 рублей - на 15-20 рублей дороже, чем в этом же месяце 2-3 года назад.
Этой проблемой крайне озабочены региональные власти. Северный бассейновый научно-промысловый совет, который недавно состоялся в Мурманске, рекомендовал предприятиям других регионов направлять добытую рыбу в свежем виде для переработки на берегу. Карелия, Мурманская и Архангельская области создали совместный координационный совет в области рыболовства, который будет решать, как сподвигнуть рыбаков из других регионов везти рыбу на переработку в Мурманск. В Москву направлено предложение обнулить сбор за пользование водными биоресурсами (ВБР) для рыбаков, поставляющих "охлажденку" на российский берег. Нулевую ставку сбора предлагается ввести для компаний, экспортирующих рыбопродукцию глубокой переработки. Те, кто везет за границу рыбу низкой переработки, должны платить полную ставку сбора и не рассчитывать на возврат НДС. Настаивают регионы и на том, чтобы дать береговой рыбопереработке право перейти на единый сельхозналог без ограничения средней численности работающих.