1 ноября вступают в силу поправки в раздел "Международное частное право" Гражданского кодекса РФ. Изменения серьезно повлияют на работу тех компаний, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью или работают с иностранными поставщиками и подрядными организациями.
"Изменения внесены в раздел VI части III ГК - "Международное частное право", то есть в коллизионные нормы, которые отсылают к материальному праву той или иной страны", - говорит Татьяна Бойко, юрист АБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры". В соответствии с изменениями право собственности и иные вещные права на недвижимое имущество определяются по праву страны, где это имущество находится. Что касается движимого имущества - такого, как воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, то их право собственности определяется по праву страны, в которой они зарегистрированы.
Поправки в ГК направлены на укрепление норм российского законодательства в зарубежных сделках. Управляющая "Аудиторской фирмой "Бизнес-студио" Елизавета Сейтбекова разъясняет: "Сделка, совершенная за границей, хотя бы одной из сторон которой выступает лицо, чьим личным законом является российское право, не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования российского права к форме сделки".
Новацией является то, что в документе теперь указана сторона договора, которая имеет решающее значение для определения правовых норм, которые будут применяться для урегулирования спора. "В статье 1215 определяется, что к договорам применяется право страны-исполнителя, и в п.2 этой статьи уточняется, кто признается стороной, осуществляющей исполнение в разных договорах", - говорит Ирина Парулева, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению аудиторско-консалтинговой группы "Градиент Альфа".
Стоит отметить, что вопрос, по какому праву будет разрешаться спор, если участниками сделки были представители нескольких государств, возник задолго до предложенных поправок в ГК. Поэтому довольно часто компании заранее оговаривают в контрактах, какое право будет использоваться в разрешении спора, если кто-то из сторон сделки не выполнит своих обязательств. "Участники оборота почувствуют на себе действие новых норм в основном в тех случаях, когда они не выбрали право, применимое к договору, или к отношениям применяются императивные нормы о применимом праве, либо если они участвуют в отношениях, которые не предполагают выбор сторонами права", - говорит Татьяна Бойко.
Поправки в ГК серьезно меняют подход к решению споров с компаниями, которые зарегистрированы за рубежом. Раньше такие организации подчинялись праву той страны, в которой зарегистрированы. Российским контрагентам было сложно решать споры с компаниями, которые не подчинены российским законам. "Из наиболее заметных изменений отмечу добавление пункта 4 в статью 1202 ГК, который определяет, какое право применять к юридическому лицу, учрежденному за границей, но занимающемуся предпринимательской деятельностью в основном в России. Для таких организаций применяется российское право либо личный закон такого юридического лица, выбор определяется кредитором", - говорит Ирина Парулева. То есть если зарубежная компания имеет долг перед российской, последняя имеет право решать, по законам какой страны будет урегулироваться спор. "В комплексе с новыми положениями ГК, которые только готовятся к принятию, данная норма должна расширить возможности потенциальных истцов для того, чтобы "дотянуться" до офшоров и стоящих за ними конечных бенефициаров", - говорит Татьяна Бойко.