29.10.2013 19:20
    Поделиться

    Создана спецкомиссия по расследованию причин аварии Ка-52 в Жулебино

    Боевой вертолет Ка-52 совершил жесткую посадку в подмосковном районе Жулебино недалеко от жилых домов, после чего загорелся. Чудом обошлось без человеческих жертв. Летчики смогли выбраться из кабины самостоятельно и отойти на безопасное расстояние до того, как их машину объяло пламя. Причины аварии выяснит специальная комиссия. Сейчас можно называть лишь какие-то версии.

    Как стало известно, "Аллигатор" возвращался на место базирования, находящееся в районе населенного пункта Панки, после выполнения планового двухчасового испытательного полета. Уже при заходе на посадку на высоте приблизительно десять метров по неустановленным пока причинам произошла потеря управления. По визуальному впечатлению, пилоты перевели Ка-52 на авторотацию, и он стал опускаться, вращаясь вокруг своей оси. Такой режим предусматривается для всех винтокрылых машин в случае отказа двигателя или потери управления. Вертолеты способны опускаться, подобно кленовому листу, вращаясь вокруг оси, а несущий винт (или винты на соосных машинах) играют роль парашюта.

    Приземление было очень жестким, подломились стойки шасси. Тем не менее, машина не перевернулась, что дало возможность пилотам самостоятельно выбраться из кабины.

    А вот дальше произошло самое неприятное - Ка-52 загорелся. Дело в том, что топливные баки "Аллигатора" конструктивно выполнены так, что не позволяют топливу воспламениться даже при пробитии их пулями или осколками. В марте 2012 года в районе военного аэродрома Торжок разбился Ка-52. Вертолет превратился в бесформенную груду железа, но при этом не загорелся, хотя его баки были полны керосина. В данном же случае баки были практически пусты. Хотя, возможно, именно это и послужило причиной пожара - взорвались пары горючего.

    Два взрыва и вылет вверх неких "снарядов", которые многие приняли за детонацию боезапаса, находившегося на борту, - это наглядный пример срабатывания катапульт "Аллигатора". При пожаре воспламенились пороховые заряды и кресла пилотов выстрелились на необходимую для раскрытия парашютов  высоту. Это также подтверждает то, что Ка-52 сидел на брюхе, а не лежал боком на земле. "Аллигатор" - единственный в мире вертолет, оборудованный катапультными креслами. Авария, случившаяся в Жулебино, невольно подтвердила, что в боевой обстановке пилоты могут катапультироваться практически с земли. Травмы, скорее всего, они получат, но живы останутся.

    А насчет боезапаса - страхи напрасны. В районе Подмосковья при совершении испытательных полетов ракеты и снаряды на борт брать категорически запрещается. Здесь проверяются только летные параметры, а не боевое применение.

    Говорить о сумме финансового ущерба пока рано. Неизвестна стоимость испытывавшегося "Аллигатора", а ущерба окружающей среде практически не было. Это благодаря мастерству летчиков, уведших машину в сторону от жилых и хозяйственных построек.

    Что послужило вероятной причиной падения Ка-52? Если учитывать, что "Аллигатор" - логическое продолжение Ка-50 "Черной акулы", то всего было три катастрофы. В 1985 году разбился прототип "акулы" вертолет В-80, в 1998 году - боевой Ка-50, проходивший "обкатку" в Торжке. В 2012 году разбился Ка-52 в том же Торжке. Во всех случаях экипажи машин погибли. И вот летное происшествие в Жулебино (обошлось без человеческих жертв - значит не катастрофа).

    Тщательное расследование катастроф В-80 и Ка-50 установило, что во всех случаях причина была в нарушении правил пилотирования. Очень опытные летчики настолько увлекались легкостью управления и пилотажными возможностями соосного вертолета, что переходили критическую черту, после которой вертолет начинал испытывать такие перегрузки, что не мог не разрушиться. В случае с Ка-52 в Торжке, как установило следствие, причиной стал, увы, тоже человеческий фактор.

    Ни разу причиной падения не были конструктивные недостатки Ка-50 или Ка-52.

    При аварии "Аллигатора" 29 октября 2013 года, человеческий фактор, скорее всего, надо отмести сразу. Пилоты как раз проявили высшее профессиональное мастерство, мужество и настоящий героизм. Причина, вполне вероятно, в технической неисправности. Перед падением многие на земле слышали какой-то хлопок и резкое изменение монотонного звука работающего двигателя. Что вышло из строя в последнюю минуту полета: двигатели, редуктор, механизм перекоса винтов или что-то иное - установит специальная комиссия.

    Поделиться