"Национальному бизнесу" могут предоставить особый экономический статус

Компании, чьими владельцами являются исключительно российские граждане и чьи средства хранятся на Родине, могут получить особый экономический статус. Для начала депутаты предлагают дать банкам возможность кредитовать их под 3-4 процента годовых, как в развитых странах. Дальше - больше.

Критерием для отнесения компании к "национальному бизнесу" будет также регистрация и ведение деятельности на территории РФ.

Получить специальный статус не смогут те предприятия, в которых "доля средств иностранных физических или юридических лиц превышает 10 процентов уставного (складочного) капитала или в отношении которых установлен иной вид контроля со стороны иностранных физических или юридических лиц".

"Мы внесли закон, по которому вводим понятие "национального бизнеса", как базовый документ. Это пока только один закон, по которому ЦБ обязан организовать его кредитование по низким процентным ставкам. Это не льготы, а нормальные экономические механизмы деятельности, - рассказал "РГ" один из авторов документа, член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Федоров. - В будущем мы планируем, что будет внесено около 20 законов. В частности, мы предлагаем, чтобы бюджетное финансирование осуществлялось только в интересах национального бизнеса (этот закон мы внесем через пару месяцев).

И доступ к приватизации должен осуществляться только для национального бизнеса. Мы уточним критерии так называемых иностранных инвестиций. То есть, все, что не национальный бизнес, будет считаться иностранными инвестициями. И будет предусмотрено, что в целый ряд отраслей будет закрыт доступ для иностранных инвестиций. Но это уже следующие шаги".

Такие меры, по словам Федорова, помогут, с одной стороны, подтолкнуть рост отечественной экономики, с другой - вывести российский бизнес из офшорной тени. При этом, депутат понимает, что у внесенного документа найдутся оппоненты. "Мы понимаем, что это придется преодолевать. Надеемся, преодолеем. Тем более, что и глава ЦБ Эльвира Набиуллина обещала нам, депутатам, снижение процентных ставок. Просто у нее для этого нет, как говорится, силы. Вот закон ей поможет эти силы и изыскать. Мы не сможем иметь суверенитет страны, не имея суверенитета в области бизнеса. Если бы у нас половина бизнеса была иностранная, а половина наша, можно было бы говорить о равенстве. Но когда у нас нет ни одного субъекта крупного национального частного бизнеса, это уже вопрос системы. И ее надо преодолевать, вскрывать. Вот мы это и делаем", - говорит парламентарий.

Эксперты "РГ" к инициативе относятся с большим скепсисом. Замдиректора "Центра развития" НИУ "Высшая школа экономики" Валерий Миронов считает, что справиться с офшорами таким образом не получится, так как от налогов туда бежит меньшая часть предпринимателей.

Льготы надо давать регионам - Дальний Восток, Калининград... Остально е- единое конкурентное поле

"Только треть находится там из-за налогов. Но это не самое главное. Еще треть - из-за возможности осуществления финансовых операций, которые российским законом не разрешены, но важны для бизнеса. Например, кредитование под залог экспортной выручки. Остальные хотят скрыться от наездов недобросовестных конкурентов, использующих административный ресурс. Какой смысл сюда привлекать, если это связано не с тем, что кто-то не хочет, а просто в силу плохой институциональной среды?", - рассуждает эксперт.

Да и минфин, уверен Миронов, вряд ли поддержит нововведение, так как в бюджете нет лишних денег. Государство, считает он, сейчас может оперировать не деньгами, а совершенствованием законодательства.

Ему вторит и советник Института современного развития Никита Масленников. Эксперт приводит пример с решением остановить выплату пенсионных накоплений в пользу негосударственных пенсионных фондов в следующем году.

"Казалось бы, какое отношение это имеет к офшорам? Но, когда такие вещи происходят, инвесторы понимают, что здесь могут менять правила игры, а это всегда настораживает", - говорит эксперт "Российской газеты".

Не согласен Масленников и с нарушением конкуренции. "Одним помогаем, другим - нет. Странный критерий. Если меньше иностранного капитала, тем будем помогать", - недоумевает эксперт. У нас, наоборот, напоминает он, надо заталкивать бизнес в мировую конкурентную среду, заставлять его жить по этим нормам и правилам. Делать все, чтобы они входили в мировые цепи добавленной стоимости.

"И если наши предприятия в эти цепочки не включаются, то мы остаемся за пределами. Если что-то поощрять, то поощрять кооперацию с иностранным инвестором и так далее", - резюмирует Масленников, отмечая, что и правила ВТО вряд ли дадут внедрить предлагаемый депутатами механизм.

Куда логичнее, по мнению эксперта, придерживаться уже существующей системы развития - льготами по критерию территорий. "Льготы должны быть для регионального развития. Потому, что это действительно национальные интересы и геополитические позиции страны. Дальний Восток, Калининград, Северный Кавказ должны иметь льготы. Все остальное - единое конкурентное поле", - убежден Никита Масленников.