Во-первых, Жилищный кодекс РФ позволяет властям улучшать условия строго в порядке очередности. Однако по данным городского жилищного комитета, только на пилотных территориях насчитывается более сотни многоквартирных домов до 1917 года постройки, часть которых не имеет к тому же горячего водоснабжения. Теоретически эти дома подлежат комплексному капитальному ремонту с расселением, но обитатели здешних коммунальных квартир и очередники должны получить законное право на внеочередное получение жилья. Соответствующие поправки сейчас разрабатываются.
Второе изменение в федеральном законодательстве необходимо для эффективной работы с собственниками нежилых зданий. Недавно были приняты поправки, предусматривающие довольно жесткие меры за ненадлежащее содержание жилых помещений, в отношении же нежилых осталась правовая лакуна.
- Последняя "Народная инвентаризация" показала, что чаще всего плохо содержатся объекты, находящиеся в частной собственности, однако механизмов влияния на них у нас сейчас нет, - пояснила Смирнова.
Еще одна новация на федеральном уровне должна затронуть само понятие аварийности. Сейчас в законе прописано только два механизма выведения таких объектов из опасного состояния: реконструкция и снос. Петербургские эксперты предлагают дополнить их и ввести в закон понятие "капитальный ремонт".
Отдельных законодательных актов потребует урегулировании имущественных прав с собственниками и нанимателями жилых помещений в домах, подлежащих капитальному ремонту с расселением. Предложения программы предусматривают для них договор мены (на равнозначное помещение) или временного выселения в маневренный фонд на определенных условиях.
- Нас критиковали за предложение предоставлять собственникам временное жилье по социальной норме, но мы исходим из того, что потом они бесплатно получат жилье улучшенного качества, - пояснила Смирнова. - А на это время либо нужно мириться, либо решать свои проблемы самостоятельно.
Стоит отметить, что обсуждение программы сохранения и реконструкции исторического центра Санкт-Петербурга пока только началось. Возможно, в недалеком будущем часть поставленных вопросов потеряет актуальность. Например, как пояснил депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Ковалев, в настоящее время в Государственной думе РФ рассматривается законопроект, устанавливающий понятие "достопримечательное место". Если он будет принят, то большая часть вопросов с собственниками зданий потеряет актуальность, так как все они станут собственниками объектов культурного наследия со всеми вытекающими последствиями.
С другой стороны, в российском законодательстве отсутствуют основания для обследования зданий, находящихся в процессе эксплуатации (они действуют только для вновь построенных объектов) и нормы аварийности для старых домов (более 100 лет). Если же применять для их обследования действующие СНиПы, санитарно-эпидемические и противопожарные нормы, то абсолютное большинство исторических построек будет признано непригодными для проживания.
Что касается финансирования программы сохранения центра, то этот вопрос еще окончательно не решен. Общий объем финансирования программы из бюджета Санкт-Петербурга запланирован в размере 69 миллиардов рублей.
Предполагается, что помимо средств Санкт-Петербурга, будут задействованы деньги федеральной казны, а также привлеченные источники, в том числе, в соответствии с грядущими изменениями в законодательстве, средства собственников жилья. Однако в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, если здание остается жилым, то деньги на капремонт в виде субвенций получит его управляющая компания, что может быть чревато потерями.
- Необходимо продумать юридический механизм, чтобы проводить в таких случаях бюджетные деньги как прямой государственный заказ, - полагает Ковалев.
Справка "РГ"
Сегодня на территории центральной части Санкт-Петербурга проживает 12 процентов населения города - 600 тысяч человек. В центре расположено более 6000 жилых домов, почти в 4000 из них есть коммунальные квартиры, более чем 2000 домов не имеют горячего водоснабжения, ванных комнат, лифтов.