Новая система закупок лекарств ставит новые задачи

С 1 января 2014 года вступает в силу Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Возможно, наиболее чувствительным вопросом остается закупка лекарственных средств.

Лекарств у нас в стране зарегистрировано великое множество (около 18 тыс. наименований). Сможет ли Федеральная контрактная система (ФКС) исправить недостатки действующей системы госзакупок, существующей в рамках 94-ФЗ. Многие врачи, представители пациентских организаций называют действующий закон о закупках законом-убийцей. Такое жесткое мнение складывается в связи с тем, что фактором выбора лекарств при закупках являлась исключительно цена. Поэтому на практике часто закупается наиболее дешевый препарат, но эффекта от него врачи не наблюдают. В результате его перестают назначать тем пациентам, которые получают льготные лекарства, и они вынуждены покупать их за свой счет. Но если речь идет о заболеваниях жизнеугрожающих (онкология, диабет и т.д.), далеко не каждый может позволить себе купить препарат за свой счет.

Пока действовал 94-ФЗ, в стране существовало более 30 правил организации закупок лекарств. Причем они часто отличались друг от друга даже на территории одного региона. Кто и как прочитал закон, как его интерпретировал - так и выполняет. Однако в этих тридцати вариантах есть как оптимальные схемы, так и весьма затратные и неэффективные для системы здравоохранения.

Хочется надеяться, что новый закон наведет порядок с планированием закупок лекарств. Особенно, если речь идет о долгосрочном планировании, которое необходимо при формировании бюджета на трехлетний период.

Вторым интересным моментом будущей ФКС станет публичное обсуждение закупок. Сегодня этого добиться крайне сложно. Бюджетодержатель самостоятельно решает вопрос о распределении средств между поставщиками и товарами. В некоторых регионах происходят в прямом смысле слова битвы за то, чтоб местные минздравы купили нужные препараты. Именно поэтому публичное обсуждение закупок поможет пользователям лекарств понять максимальные возможности бюджетов и совместно с другими наблюдателями прийти к консенсусу. Правда, в этом есть немало и подводных камней. Первый и важный: в России пока полноценно не созрели общественные институты - ассоциации пациентов, которые отстаивали бы интересы своих членов. Уверен, что теперь они должны появиться.

Второй важный момент - нехватка денег даже на самые необходимые гарантии государства. Принцип закупок по новой системе остается прежним: закупаем лекарства по международным непатентованным наименованиям (МНН). То есть вопрос качества лекарств пока остается открытым.

Будущая контрактная система закупок определена пока лишь одним федеральным законом и не обросла необходимыми подзаконными актами. Первым по важности документом, которого все ждут, эксперты называют постановления правительства, утверждающее Перечень лекарственных препаратов, закупаемых по торговым наименованиям. Закупщики ждут и более детально прописанных правил по форме закупок. Также не существует и документов, которые бы запрещали закупки лекарств, которые не входят в ограничительные перечни. Например, во многих регионах закупают только те лекарства, которые включены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Но в Федеральном законе "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" прописано право пациента лечиться теми препаратами, которые ему необходимы по медицинским показаниям. Похоже, переход на новую систему закупок лекарств будет совсем не легкой прогулкой, а сложным и изобилующим препятствиями марш-броском.

Точка зрения

Жером Гаве, генеральный директор компании "Сервье" в России:

В новом законе о контрактной системе госзакупок качество товаров и услуг приобретает приоритетное значение. А вопрос качества особенно важен для лекарств, так как напрямую связан с безопасностью и эффективностью закупаемых государством препаратов для пациентов. Надеюсь, что новый закон будет гарантировать участие в аукционах или конкурсах только препаратов высокого качества. При этом для практического внедрения нового законодательства необходимо в ближайшие месяцы принять множество подзаконных актов - от них будет зависеть эффективность работы новой системы.

Елена Данилова, менеджер по работе с государственными органами, "АстраЗенека Россия":

- В России впервые создается контрактная система, которая будет регулировать госзакупки, начиная с планирования и заканчивая оценкой их эффективности. Безусловно, ряд положений закона окажет влияние и на работу фармацевтического рынка России.

Почти не изменятся действующие способы проведения госзакупок. Новыми являются конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений.

Конкурс с ограниченным участием будет определять закупки инновационных продуктов в соответствии с критериями, определенными минздравом. Однако проект этих критериев вызывает много вопросов, формулировки имеют серьезные недостатки. Например, требование новизны. Однако новый товар далеко не всегда является инновационным. Товар "превосходит потребительские свойства" на 0,0001 единиц - это инновация или погрешность измерения? Тут возможны субъективные интерпретации. Если фокусироваться на новизне, то ее нельзя рассматривать в отрыве от того, что она дает врачу, пациенту, клинике, системе здравоохранения.

Существенным является и то, что в рамках новой системы регулирования госзакупок описание объекта закупки не должно включать сведения о товарных знаках, фирменных наименованиях и иных способах идентификации конкретного товара или производителя. Исключение возможно только в том случае, когда нет другого способа обеспечить точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Эти правила перекликаются с выпиской лекарств по международному непатентованному наименованию (МНН) с 1 июля 2013 года. В целом мы рассматриваем введение контрактной системы закупок как положительную тенденцию создания условий работы в едином правовом поле.