31.10.2013 10:27
    Поделиться

    Улетел на вертолете и другие дерзкие побеги из русских тюрем

    31 октября профессиональный праздник сотрудников исправительных учреждений. Служба их опасна и трудна, доказательством тому собранные нами истории дерзких побегов.
    Папа анархии

    Теоретик анархизма Петр Кропоткин провел два года в Петропавловской крепости за принадлежность к тайному революционному кружку. Весной 1876 года состояние его здоровья ухудшилось и Кропоткина с диагнозом "цинга" поместили в арестантское отделение Николаевского военного госпиталя. Там революционер разработал план побега.

    Его выпускали гулять в охранявшийся часовыми госпитальный двор. Ворота выходили на улицу и нередко бывали открытыми - когда в госпиталь, к примеру, въезжали возы с дровами. План состоял в том, чтобы приготовить у ворот экипаж, а когда арестант выйдет на прогулку и подаст сигнал готовности, сняв шляпу, ему ответят "Улица свободна", пустив солнечный зайчик на стену больничного корпуса или запев песню. Тогда Кропоткин выбежит в ворота, прыгнет в пролетку и уедет.

    Побег назначили на 29 июня, день Петра и Павла. Сигналом с улицы должен был стать взлетевший в небо красный воздушный шар, после чего к воротам подъедет экипаж. Гуляя во дворе со шляпой в руках, Кропоткин с замиранием сердца поглядывал в небо. Вот послышался шум подъехавшей пролетки, но шара над оградой не показалось. Расстроенный и смущенный революционер вернулся в палату.

    Как выяснилось, его товарищи обегали весь Петербург в поисках красного шарика, хотя их обычно сотнями продавали у Гостиного двора. Наконец они выпросили старый шар у ребенка, но он не летал. Не помог и срочно купленный водород. Наконец, шар привязали к зонтику дамы, гулявшей вдоль госпитальной ограды. Но дама была маленькой, а забор высоким и Кропоткин сигнала не увидел.

    Неудача с шариком спасла весь побег от провала. Проехавшая мимо ворот пролетка уперлась в конце улицы в возы с дровами для госпиталя и остановилась. Если бы в экипаже находился Кропоткин, охранникам не составило труда схватить его. Операцию перенесли на следующий день, сменив систему оповещений. Навестившая арестанта Софья Лаврова передала ему часы, а в них - крохотную записочку. Сигналом с улицы должны были стать звуки скрипки.

    Выйдя на прогулку и сняв шляпу, Кропоткин тут же услышал уличного скрипача. Он был далеко от ворот, а когда приблизился к ним, музыка прервалась - в госпитальный двор въезжали возы с дровами. Как только путь освободился, скрипка бешено заиграла "Мазурку" Контского. Кропоткин оглянулся - часовой смотрел в другую сторону. "Теперь или никогда!" - с этими словами революционер бросился бежать, сбросив на ходу больничный халат.

    За ним погнались трое солдат и несколько раз чуть было не ударили беглеца штыком в спину. Они не стреляли, будучи уверены, что поймают арестанта. Того дожидалась пролетка, запряженная специально купленным для побега призовым рысаком. Кропоткин прыгнул в экипаж и крикнул кучеру: "Гони!" Часового у ворот отвлекли: зная, что он служил в госпитальной лаборатории, к нему подослали человека с разговором на "ученые" темы.

    Едва не опрокинувшись, пролетка с беглецом резко свернула за угол и покатила в сторону Невского. Погоню организовать не удалось, так как все извозчики в округе были наняты товарищами Кропоткина. Караульный офицер подбежал к конке, требуя выпрячь лошадей, но кондукторы наотрез ему отказали.

    Через два дня революционер с поддельным паспортом выехал на пароходе в Финляндию, а оттуда в Швецию.

    Три побега киллера № 1

    Александр Солоник, убийца нескольких преступных "авторитетов", сбежавший из следственного изолятора "Матросская тишина". Фото:ИТАР-ТАСС

    Легендарный криминальный снайпер Александр Солоник трижды самовольно покидал места лишения свободы. Последний раз это был следственный изолятор "Матросская тишина", из которой до него не удавалось сбежать никому.

    Впервые Солоник сбежал прямо из зала курганского суда - после первого в своей жизни приговора: восемь лет строго режима. Когда конвой стал выводить осужденного из зала, Солоник внезапно попросил судью о свидании с женой. Воспользовавшись заминкой, Александр ударами расшвырял конвой, выбил окно и выпрыгнул со второго этажа. Искали его полтора месяца и задержали в тюменском косметическом салоне, где будущий убийца московских авторитетов собирался удалить особые приметы: родинки на лице и татуировку на руке в виде короны.

    Следующий побег был из промзоны пермской колонии. Сварочным аппаратом Солоник вырезал дыру в канализационной трубе и был таков. В трубе охрана нашла лишь его бушлат. Сам Александр выпал из поля зрения милиции на целых четыре года. С поддельными документами он жил в Москве, совершенствовал мастерство снайпера, совершал заказные убийства, а свободное от "работы" время проводил на европейских курортах в компании красивых девушек.

    Попался он нелепо. На Петровско-Разумовском рынке милиционеры попросили Солоника предъявить документы. Он в ответ открыл огонь, продемонстрировав феноменальные навыки стрельбы: на бегу, через плечо из пистолета "Глок" преступник убил троих милиционеров и ранил охранника. Ответная пуля попала киллеру в почку, от болевого шока он рухнул на тротуар и был схвачен.

    На следствии Солоник охотно рассказывал о совершенных убийствах, признавшись в общей сложности в двух десятках преступлений, и обсуждал со своим адвокатом, какой костюм надеть на суд. Приговор ему был очевиден: за убийство милиционеров, не говоря о прочих - смертная казнь. В ночь на 5 июля 1995 года охранник "Матросской тишины" Сергей Меньшиков передал Солонику пистолет и альпинистскую веревку, вывел его на крышу корпуса, где находились прогулочные дворики и вместе с киллером спустился по наружной стене.

    По одной версии, Меньшиков был внедрен в охрану тюрьмы специально для организации побега Солоника, по другой - подкуплен за 500 долларов. Через четыре месяца он был убит в Афинах, куда бежал вместе с Александром. Тело Сергея не найдено до сих пор.

    Камерное трио

    Утром 5 сентября 2001 года надзиратель Бутырской тюрьмы обнаружил отсутствие в камере трех опасных преступников, приговоренных к пожизненным срокам за убийства. Беглый осмотр показал, что Борис Безотечество, Владимир Железогло и Анатолий Куликов вырыли алюминиевыми ложками проход в рыхлом цементном полу, докопались до подземного коллектора и ушли по нему.

    Спецназ прочесал все дворы, закоулки и подвалы тюрьмы, но задержать преступников "по горячим следам" не удалось. 7 сентября за информацию о беглецах было объявлено вознаграждение, через три дня руководство пенитенциарной системы обратилось за помощью к московским диггерам и те быстро отыскали 75-метровый тоннель, которым воспользовались убийцы.

    В проходе была найдена полосатая одежда осужденных, переносная лампа и две деревянные лопаты. Выходил он на территорию Дворца культуры ГУВД. Путь отхода криминального трио был присыпан порошком, помешавшим служебным собакам взять след. Милиция получила приказ в случае оказания сопротивления уничтожить рецидивистов.

    Двое беглецов были задержаны 26 сентября у поселка Липицы Серпуховского района. Местные жители сообщили в милицию о подозрительных приезжих. Ими оказались Владимир Железогло и Анатолий Куликов. Борис Безотечество до сих пор не найден. Следствие предполагает, что он был убит сообщниками, но те молчат о его судьбе.

    От тещи

    Началась эта история в Одессе, где в 1948 году Ирина Леонтьева вышла замуж за Леонида Тимофеева. Молодые поселились у матери Ирины, следователя райотдела милиции. Фронтовичка с крутым характером сразу заявила зятю: "Не нюхавший пороха студент не имеет права голоса в моей семье".

    Промаявшись два года и устав от бесконечных упреков, Леонид предложил жене выбор: переезд к его родителям в Ростов или развод. Та выбрала развод. Тимофеев уехал домой и впоследствии рассказывал, что образ тещи долго преследовал его в ночных кошмарах.

    Прошло 22 года. 44-летний Леонид женился снова - к тому времени у него уже была своя квартира. Его супруга Маргарита, веселая привлекательная женщина работала продавцом в магазине мужской одежды. Она дважды побывала замужем, имела дочь, которая жила у бабушки.

    Не прошло и года, как Леонид заподозрил жену в измене. Та часто задерживалась на работе, приходила домой с цветами и подарками. Наконец, когда Маргарита вернулась в три часа ночи, Леонид устроил скандал. По свидетельству соседей, крики раздавались до утра.

    Потом муж ушел на работу, а жена позвонила подруге и попросила срочно приехать. Войдя в квартиру, та ахнула: все тело Маргариты было в ссадинах, лицо покрыто синяками, рука сломана. Женщины отправились к врачу, а затем в милицию. Затем подруга проводила Маргариту домой: та хотела собрать вещи и переехать.

    В квартире оказался Леонид, он был сильно пьян и бросился на жену с кулаками. Подруга попыталась вступиться, но получила удар по лицу. Тогда женщина бросилась к соседям и вызвала милицию. Буяна арестовали, а Маргариту увезли в больницу - у нее были сломаны ребра.

    Утром Леонида вызвали на допрос к следователю. За столом сидела полная пожилая дама, черты лица которой арестанту показались знакомыми. Она встала из-за стола, подошла к Леонтьеву и сказала: "Давай знакомиться. Меня зовут Леонтьева Мария Петровна, я буду вести твое дело". Бедный дебошир узнал голос бывшей тещи. А та, хотя и ознакомилась с материалами дела, не вспомнила "студента" - дочка ее успела еще дважды побывать замужем, новые зятья вытеснили прежнего.

    Тимофеев вскочил со стула и побежал. Стоявший за дверью охранник получил удар кулаком по голове, арестант пулей пролетел мимо дежурного и выбежал на улицу. В голове у него была одна мысль: как можно быстрее и как можно дальше от ночного кошмара. Но подвело здоровье: задыхаясь, мужчина уселся на скамейку в сквере. Через несколько минут его, закованного в наручники, вернули в отдел.

    Там арестант стал кричать, что никто не имеет права назначать следователем мать бывшей жены. Трое милиционеров с трудом удерживали его. Успокоился Тимофеев лишь когда ему пообещали, что дело передадут другому сотруднику. Так и произошло, но к обвинению в хулиганстве и нанесении телесных повреждений жене добавились побег и нападения на милиционера.

    На вертолете

    22 марта 2012 года над колонией строгого режима № 17 в Вологодской области завис вертолет Ми-2. С его борта свисала веревка с перекладиной на конце. 36-летний Алексей Шестаков, отбывавший в колонии 24-летний срок за восемь убийств, схватился за перекладину и улетел.

    Задействованный в побеге вертолет вскоре нашли в Вологде. Пилот рассказал, что его наняли мужчина и женщина для воздушной прогулки. Когда машина поднялась в воздух, к голове летчика приставили пистолет и велели лететь в Шексну. После посадки у вологодского окружного шоссе сообщники связали пилота и разъехались в разные стороны - на месте посадки их ожидали автомобили и снегоход.

    Шестаков был пойман через несколько часов во время проверки на дороге. Расставшись с помощниками, он попытался уехать в Ярославль. Во время задержания рецидивист отстреливался и был ранен. На следующий день задержали Татьяну Важалину и Александра Русакова. Они рассказали, что план побега разработал Шестаков, пообещав им за помощь два миллиона рублей.

    Суд добавил беглецу 24 года колонии, Важалина и Русаков получили 11 и 12 лет. На четыре года осужден и бывший заместитель начальника колонии Александр Белоликов. За взятки он создал Шестакову особые условия - тот жил отдельно, работал в спортзале и мог пользоваться мобильным телефоном.

    Поделиться