Не довезли
Логистика северного завоза в Якутии очень сложна. Все необходимое для республики поступает по железной дороге в поселок Усть-Кут, расположенный в Иркутской области на берегу реки Лена. Там, в речном порту Осетрово, все это перегружается на суда. Теплоходы с грузами для северных районов спускаются вниз по Лене, выходят в море и по морскому участку идут к устьям рек Яна, Индигирка или Колыма, где происходит очередная перевалка - на мелкосидящий флот. И уже эти суда доставляют привезенное в пункты назначения.
Устья Яны и Индигирки мелководны, их каждое лето необходимо углублять. Раньше эту задачу выполнял мощный земснаряд "Анабар", принадлежавший ФГУ "Ленское государственное бассейновое управление путей и судоходства". Однако в 2010 году, несмотря на протесты правительства Якутии, руководство федерального учреждения направило это судно "на заработки" к Сахалину. В проливе Лаперуза в шторм "Анабар" разбился. Заменить его оказалось нечем.
Нынешним летом оставшийся на Индигирке маломощный земснаряд не смог прорыть судоходный канал. Не спасло ситуацию и направленное на помощь из устья Яны еще одно специализированное судно.
Закончилось все тем, что теплоходы с грузами для Индигирских районов, полтора месяца простояв на морском участке, вынуждены были в канун зимы разгрузиться почти на тысячу километров западнее - в устье Яны. А те мелкосидящие суда, которые прорвались из реки в море и прямо там приняли на борт часть грузов, не смогли подняться по Индигирке и вмерзли в лед.
- Мы практически не завезли грузы в три района республики. Это около тридцати с небольшим тысяч тонн. В том числе товары народного потребления и, главное, энергетические ресурсы для производства тепла и электричества. Если бы в республике не были созданы неснижаемые запасы топлива, которые страхуют такие случаи, происходящие раз в 20-30 лет, катастрофы избежать бы не удалось. Нам бы пришлось эвакуировать население этих районов, - заявил зампред правительства Якутии Анатолий Скрыбыкин, оценивая итоги арктической навигации.
Не лучше складывалась ситуация и с завозом грузов в западные районы. Сначала обмелело устье реки Вилюй. А с начала августа вплоть до окончания навигации и на самой Лене в районе Осетрово наступило такое маловодье, что даже мелкосидящий флот пришлось загружать лишь на треть.
В итоге, по информации министра транспорта республики Семена Винокурова, из иркутского порта не удалось вывезти 150 тысяч тонн нефтепродуктов и более 110 тысяч тонн строительных материалов.
Дорогое спасение - зимники
В самой сложной ситуации оказались расположенные на Индигирке Абыйский и Аллаиховский районы. Туда были направлены правительственные комиссии, которые совместно с муниципалитетами определились, что, когда и как завозить.
Отдаленное село Кюбергене Абыйского района накануне зимы осталось вообще без топлива, поэтому в первую очередь решили эту проблему.
- Для доставки горючего в этот населенный пункт сейчас задействован военный вертолет, - рассказал корреспонденту "РГ" заместитель главы района Максим Томский.
По его словам, с помощью авиации в райцентр из Якутска начали доставлять также картофель и овощи.
В Аллаиховский район завезли всего 72 процента планового объема социально значимых продуктов, а в местный филиал ГУП "ЖКХ" РС (Я) поступило менее половины необходимого топлива. Недостающее продовольствие сюда повезут также дотационными авиарейсами. Что же касается котельного топлива, запасов, по прикидкам, хватит до открытия зимника - при условии, если автотранспортное сообщение будет налажено к середине декабря, значительно раньше обычных сроков.
Основная нагрузка по обеспечению всем необходимым индигирской группы районов ляжет на дальнобойщиков. Это приведет к резкому удорожанию завоза. Ведь надо искусственно наморозить около двух тысяч километров ледовых дорог, да и сами по себе автомобильные перевозки значительно дороже речных. По предварительным оценкам, такая схема обойдется региональному бюджету дополнительно в 900 миллионов рублей.
Хотя западные районы республики являются более обжитыми, дороги, по которой можно было бы вывезти туда из Усть-Кута оставшиеся 260 тысяч тонн грузов, тоже нет. Недавно на совещании у министра транспорта Якутии было принято решение досрочно, к 1 декабря, проложить зимник и в этом направлении. Тоже незапланированные расходы.
Наконец, примерно в 900 миллионов рублей оценивают простои судов у Индигирки якутские речники. И еще неизвестно, что будет весной, во время ледохода с вмерзшими на северной реке 17 теплоходами.
Таковы предварительные потери от неудавшейся навигации и дополнительные затраты, направленные на ликвидацию последствий ЧС.
Прогноз от плавсостава
Обеспечить людей, предприятия и целые районы на год вперед всем необходимым сейчас можно только за счет субсидирования грузовых авиарейсов и аврального намораживания ледовых автодорог - если получится. Это дорого, но иного выхода нет.
А что дальше?
На будущий год якутские реки глубже не станут - наблюдается обратная тенденция. При этом дноуглубительной техники не хватает. Мелкосидящий флот (да и вообще флот, на который в регионе приходится 70 процентов грузоперевозок) изношен донельзя - средний возраст судов составляет 30 лет при нормативе 24 года.
К Якутску подошла железная дорога, остановившаяся на противоположном берегу Лены, в поселке Нижний Бестях. Конечно, она в какой-то степени позволит снять напряжение. Собственно, уже помогла, даже будучи недостроенной (ее ввод в эксплуатацию запланирован на конец года).
Когда стало понятно, что к порту Осетрово суда побиться не смогут, часть стройматериалов, предназначенных для районов Западной Якутии, повезли через Нижний Бестях. Пришлось делать "крюк" протяженностью более трех тысяч километров. Затратно, неудобно, но груз поступил получателям вовремя. Подобная схема может выручить в случае, если опять обмелеют верховья Лены. Но северным районам она не помощница. Чтобы решить их проблему один раз и надолго, для ежегодной прокладки судового хода на барах Яны и Индигирки нужен земснаряд, равноценный утраченному "Анабару".
Не утвержденная пока стратегия развития внутреннего водного транспорта РФ предусматривает строительство земснарядов подобного класса. Но это дело не одного года, а такая техника нужна будет уже для проведения навигации-2014. В этой связи правительство Якутии недавно обратилось к министру транспорта России Максиму Соколову с предложением перевести для работы на якутских реках часть земснарядов из Обского бассейна. Реакция пока неизвестна.
…Механик грузового теплохода Сергей Лютиков, в полной мере испытавший на себе драматизм прошедшей навигации на Индигирке и эвакуировавшийся с вмерзшего в лед судна, кратко и емко пояснил, что произойдет на будущий год, если не будет организована нормальная работа по дноуглублению:
- Прогноз плавсостава однозначный: нормальное судоходство в следующую навигацию будет возможно, если только случится чудо, - считает речник.