Председатель совета директоров РЖД Кирилл Андросов в одном из интервью заметил, что нулевая индексация будет стимулировать оптимизацию капитальных затрат и повышение производственной эффективности, но при этом "результатом станет также сокращение объемов заказов со стороны РЖД на приобретение металлургической и машиностроительной продукции у российских производителей, что спровоцирует ответные меры". Так, в рамках предписанного государством сокращения издержек ОАО "РЖД" предложило поставщикам снизить цены на продукцию на 10%.
Реализация данного сценария негативно отразится на ж/д машиностроении, предупреждают участники рынка, рентабельность в отрасли не превышает 3-5%. Как отмечает гендиректор "Уралвагонзавода" Олег Сиенко, это обусловлено длительным циклом производства изделий и, как следствие, долгой оборачиваемостью средств. Поэтому развитие предприятий идет не за счет прибыли, а преимущественно за счет заемных средств. При этом возможности для существенного снижения издержек в машиностроении отсутствуют: ресурсы, сырье и расходные материалы регулярно дорожают. Так, металлопрокат и метизы в следующем году предположительно подорожают на 11%, трубы - на 10%, электрооборудование - также на 10%. В 2014 году рост стоимости используемых в отрасли компонентов составит по разным группам от 3,5 до 6%.
Сокращение инвестпрограммы РЖД почувствуют на себе и производители комплектующих, подчеркивают эксперты. "У этих, зачастую небольших фирм, каждый заказ на счету, и уменьшение объемов выручки приведет к серьезному пересмотру бизнес-планов, - отмечает заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Юрий Щербанин. - Это негативно скажется на загруженности работников, может привести к снижению производительности труда и поступлений в бюджеты".
Между тем производство железнодорожной техники и так сокращается: в январе-июне 2013 года заводы выпустили на 8,8% продукции меньше, чем за тот же период прошлого года. По итогам года динамика также будет отрицательной.
Спад в высокотехнологичных отраслях, который может произойти в результате политики экономических властей, противоречит курсу на диверсификацию экономики и ликвидацию зависимости от цен на нефть, отмечают эксперты. К тому же ослабление позиций предприятий железнодорожного машиностроения приведет в определенной степени к снижению их конкурентоспособности по сравнению с иностранными производителями. Конечно, это говорит не в пользу стратегии развития транспортного машиностроения на период до 2015 года. И надо иметь в виду, что и макроэкономические обстоятельства, в числе которых застойные и другие негативные явления развитых экономик мира, вряд ли будут способствовать успеху многих программ и проектов.
Отсюда и некоторый пессимизм в аналитических выкладках экспертов. "Заморозка тарифа выгодна сырьевым отраслям экономики и укрепит их позиции, - отмечают в Объединении производителей железнодорожной техники, куда входит около 90% предприятий отрасли. - При этом может быть нанесен тяжелый урон технологическому сектору отечественной экономики, за которой и без того законсервирован статус "сырьевой".