30.10.2013 23:00
    Поделиться

    Заморозка тарифов естественных монополий может привести к спаду производства

    Сентябрьское решение экономических властей о нулевой индексации тарифов на услуги естественных монополий вызвало неоднозначную реакцию экспертного сообщества. При этом многие из экспертов отмечали, что вместо роста экономики страны мы получим жесткую монетарную политику, невыполнение планов по снижению инфляции и сокращение инвестиционных программ монополий.

    Председатель совета директоров РЖД Кирилл Андросов в одном из интервью заметил, что нулевая индексация будет стимулировать оптимизацию капитальных затрат и повышение производственной эффективности, но при этом "результатом станет также сокращение объемов заказов со стороны РЖД на приобретение металлургической и машиностроительной продукции у российских производителей, что спровоцирует ответные меры". Так, в рамках предписанного государством сокращения издержек ОАО "РЖД" предложило поставщикам снизить цены на продукцию на 10%.

    Реализация данного сценария негативно отразится на ж/д машиностроении, предупреждают участники рынка, рентабельность в отрасли не превышает 3-5%. Как отмечает гендиректор "Уралвагонзавода" Олег Сиенко, это обусловлено длительным циклом производства изделий и, как следствие, долгой оборачиваемостью средств. Поэтому развитие предприятий идет не за счет прибыли, а преимущественно за счет заемных средств. При этом возможности для существенного снижения издержек в машиностроении отсутствуют: ресурсы, сырье и расходные материалы регулярно дорожают. Так, металлопрокат и метизы в следующем году предположительно подорожают на 11%, трубы - на 10%, электрооборудование - также на 10%. В 2014 году рост стоимости используемых в отрасли компонентов составит по разным группам от 3,5 до 6%.

    Сокращение инвестпрограммы РЖД почувствуют на себе и производители комплектующих, подчеркивают эксперты. "У этих, зачастую небольших фирм, каждый заказ на счету, и уменьшение объемов выручки приведет к серьезному пересмотру бизнес-планов, - отмечает заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Юрий Щербанин. - Это негативно скажется на загруженности работников, может привести к снижению производительности труда и поступлений в бюджеты".

    Между тем производство железнодорожной техники и так сокращается: в январе-июне 2013 года заводы выпустили на 8,8% продукции меньше, чем за тот же период прошлого года. По итогам года динамика также будет отрицательной.

    Спад в высокотехнологичных отраслях, который может произойти в результате политики экономических властей, противоречит курсу на диверсификацию экономики и ликвидацию зависимости от цен на нефть, отмечают эксперты. К тому же ослабление позиций предприятий железнодорожного машиностроения приведет в определенной степени к снижению их конкурентоспособности по сравнению с иностранными производителями. Конечно, это говорит не в пользу стратегии развития транспортного машиностроения на период до 2015 года. И надо иметь в виду, что и макроэкономические обстоятельства, в числе которых застойные и другие негативные явления развитых экономик мира, вряд ли будут способствовать успеху многих программ и проектов.

    Отсюда и некоторый пессимизм в аналитических выкладках экспертов. "Заморозка тарифа выгодна сырьевым отраслям экономики и укрепит их позиции, - отмечают в Объединении производителей железнодорожной техники, куда входит около 90% предприятий отрасли. - При этом может быть нанесен тяжелый урон технологическому сектору отечественной экономики, за которой и без того законсервирован статус "сырьевой".

    Поделиться