01.11.2013 12:47
    Поделиться

    Евгений Шестаков: Власти США никогда не простят Сноудена

    Барак Обама обманул доверие Европы. Примерно в таком духе пресса оценила последствия шпионского скандала, связанного с прослушкой Агентством национальной безопасности (АНБ) телефонов лидеров и политиков Старого света. При этом словно за кадром остался тот факт, что спецслужбы США использовали электронные методы слежения практически по всему миру - от России и Китая до Финляндии и Бразилии. В орбите американских интересов находились штаб-квартира Всемирного банка и штаб-квартира ООН, Ватикан и Европарламент.

    Неважно, как сегодня называют свою деятельность представители АНБ - мониторингом, сбором информации или иными благозвучными терминами. Неизменными остаются факты - ни одно европейское ведомство не может быть уверенным, что его деятельность не является прозрачной для американского "Большого брата". Когда глава бельгийского правительства просит своих министров не брать на заседания кабинета телефоны из соображений секретности, то дальше, что называется, ехать некуда. В связи с возникшим скандалом некоторые руководители ведомств Германии утверждали, что подозревали о прослушке своих мобильных, но не хотели отказываться от привычных гаджетов в пользу аппаратов с защищенными каналами связи.


    Обозреватель "РГ" Евгений Шестаков.

    Конечно, Старому свету несложно разыгрывать благородное негодование в связи с нарушением американской спецслужбой прав человека и вторжением в личную жизнь европейцев. Но со стороны такое негодование выглядит несколько натянутым и комичным. Разве отвечавшие за сохранность конфиденциальной информации немецкие структуры не подозревали о возможных попытках прослушки мобильных телефонов канцлера и других высокопоставленных чиновников? Конечно, подозревали и - более того - готовились к такому развитию событий, ведь в получении неофициальных сведений "из первых немецких рук" были заинтересованы не только американцы, но и множество разведсообществ по всему миру. В Германии специально для нужд Ангелы Меркель был собран специальный телефон с гарантированной защитой от вторжения извне. Но канцлер им не пользовалась. А значит, общаясь по мобильному, сознавала риски, связанные с прослушиванием ее аппарата. Как, впрочем, сознавали существование такой угрозы и другие европейские руководители. Однако они предполагали, что основная опасность исходит с Востока и ни в чем не подозревали своих американских друзей.

    Скандал в "европейском семействе" был вызван не столько фактом прослушки, которая остается в арсенале множества спецслужб, сколько тем, что уличили в такого рода неблаговидном поступке партнера европейцев по НАТО - Соединенные Штаты. Еще одна обида, нанесенная европейскому самолюбию, заключалась в очевидном технологическом отставании спецслужб Старого света, не способных организовать столь же масштабную слежку в отношении Белого дома на территории США. Иными словами спецслужбы Европы, за исключением британцев, близко сотрудничающих с АНБ, наглядно убедились в своей профнепригодности на фоне возможностей заокеанского соседа. И, наконец, Старый свет еще раз получил практическое подтверждение пророческой фразе Уинстона Черчилля: "у нас нет ни друзей, ни врагов, есть только постоянные интересы", применимой в отношении политики Вашингтона.

    Становится понятным, почему Белый дом с таким упорством добивался от России выдачи беглого сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена и почему опасался его разоблачений. Добытые Сноуденом сведения о глобальной, неподконтрольной ни Конгрессу, ни администрации президента деятельности американского разведсообщества полностью подтвердились. Сегодня немецкие следователи хотят приехать в Россию, чтобы расспросить Сноудена об операциях АНБ на территории Германии. После откровений Сноудена Конгресс США готовит закон, который поставит деятельность Агентства национальной безопасности под контроль общества. Президент Обама лично распорядился о прекращении слежки за штаб-квартирами ООН и Всемирного банка и отправил в отставку руководителя Агентства. В своих последних заявлениях глава Белого дома признал недостаточным  контроль за американскими спецслужбами за рубежом и подтвердил, что ряд их операций противоречил американским ценностям. Но эти покаянные слова - только вершина айсберга.

    Ущерб, нанесенный Соединенным Штатам откровениями Сноудена, заключался не только в обнародовании неприглядных фактов из деятельности спецслужб, но также в тех добровольных ограничениях, которые под давлением общественного мнения был вынужден наложить на разведсообщество Барак Обама. Подобно древнегреческому царю Эдипу, выколовшему от стыда свои глаза, чтобы больше не видеть совершенное им злодеяние, президент США  добровольно "ослеп" - разумеется, в переносном смысле слова - свернув работу Агентства национальной безопасности - и тем самым отказавшись от информации, которую оно поставляло Белому дому.

    Но, может, все происходящее в Вашингтоне с покаянными заявлениями первых лиц и публичным снятием отдельных мировых организаций с прослушки - не более чем спектакль, разыгранный для европейских партнеров США? Со временем страсти утихнут, необходимые извинения будут принесены - и все в мире пойдет своим чередом. Все продолжат шпионить за всеми. Только прежнее доверие к Белому дому среди его ближайших союзников на Западе больше не сохранится. В этом заключается основной, исчисляемый миллиардами долларов ущерб, который нанес экс-сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден репутации Соединенных Штатов. Таких потерь ни эта, ни будущая американская администрация Сноудену никогда не простят.

    Поделиться