В России начал развиваться "потребительский экстремизм"

Как правило, потребителя в нашей стране защищают от недобросовестных производителей, нечестных продавцов и нечистых на руку посредников. Однако бывает, что и самим предпринимателям требуется защита от потребителей.

Все чаще в последнее время в отечественных судах звучит термин "потребительский экстремизм". Говоря сухим языком юристов, это попытка недобросовестного клиента, манипулируя юридическими нормами в корыстных целях, не защитить свои права, а получить определенную выгоду и доход.

- С принятием последних поправок в Закон "О защите прав потребителей" (ЗоЗПП) многие практикующие юристы были приятно удивлены, так как очередной блок поправок улучшил и без того хорошо защищенные права потребителей, - отмечает "РБГ" Александр Ларин, юрист Московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры", член Ассоциации юристов России. - Об эффективности закона свидетельствует хотя бы тот факт, что целый ряд международных экспертов признал его лучшим из российских законодательных актов.

Однако этим не преминули воспользоваться нечестные на руку потребители, и так называемый потребительский экстремизм стал развиваться. Конечно, нашей практике еще далеко до практики США по этому вопросу. В США, по неофициальным данным, ущерб от подобной деятельности, понесенный американскими компаниями, составляет около 280 млрд долларов ежегодно. Конечно, об этом "нашим экстремистам" можно только мечтать. Однако в России потребительский экстремизм тоже не стоит на месте и с каждым годом становится все изощреннее.

- Один из первых скандалов такого рода разгорелся в России в 2002 году, когда некие братья решили, что крупнейший производитель прохладительных напитков должен поделиться с ними своей прибылью. Вымогатели потребовали у компании 100 тысяч рублей в обмен на 5 бутылок смеси из "колы" и битого стекла. В случае отказа они угрожали компании судебным разбирательством и публикацией в СМИ информации, порочащей ее репутацию. Компания, уже не раз сталкивавшаяся с потребительским экстремизмом в США, раскошеливаться не торопилась. Уступить шантажисту - создать прецедент. Это значит, что потом придется уступить много-много раз. Началось расследование, в результате которого выяснилось, что бракованные бутылки с завода украл один из братьев, который некоторое время проработал там грузчиком, - рассказал Александр Ларин.

Полностью текст читайте в завтрашнем номере "Российской газеты - Бизнес"