"Специальный формальный статус национального бизнеса в решении споров не нужен. Но сама по себе постановка этого вопроса является симптоматичной в том плане, что у нас нет стратегической программы поддержки реального сектора экономики, поддержки национально-ориентированного бизнеса, - считает Николай Остарков, вице-президент "Деловой России". - Чтобы в реальности поддержать национальный бизнес, а не просто формально, нам необходимо определиться с приоритетами, осуществить налоговый маневр, создавать высокопроизводительные рабочие места".
- Это может задать определенные ориентиры на рынке. Все знают, что российским компаниям сложнее выходить на рынки, когда зрелые успешные иностранные корпорации-гиганты составляют такую конкуренцию, что становятся в конечном итоге монополистами. Любая поддержка со стороны государства всегда приветствуется российскими предпринимателями. Другой вопрос, какая это поддержка? И вообще нужно ли это делать самому государству? - задается вопросом глава аудиторской компании "Уверенность" Максим Гладких-Родионов.
Марсель Ерин, коммерческий директор агентства переводов "ТрансЛинк", уверен, что разграничение бизнеса по национальному признаку - это шаг назад для России. "С одной стороны, наша компания, подпадающая по всем признакам под определение национального бизнеса, не отказалась бы от финансовых преференций. Но с точки зрения экономического развития страны, улучшения ее инвестиционной среды, такая инициатива вызывает много вопросов, - говорит он. - С какой целью сегодня создается такое количество совместных предприятий? С какой целью ежегодно проходят инвестиционные форумы? Я думаю, что в том числе для того, чтобы привлечь в нашу страну иностранные инвестиции, снизить финансовую нагрузку на государство".
Законопроект направлен на регулирование отношений, связанных с возникновением и прекращением статуса национального бизнеса в России, ведением единого госреестра такого бизнеса. Статусом национального бизнеса признается специальный правовой режим российских организаций, работающих в РФ. Предлагается ввести ограничения по предоставлению статуса компаниям, доля иностранных физических или юридических лиц в которых превышает 10% их уставного капитала или в отношении которых установлен иной вид контроля со стороны иностранцев.
В то же время полностью российскому бизнесу планируется предоставлять всевозможные меры господдержки. В частности, речь идет о применении специального льготного налогового режима, ограничениях по размеру процентных ставок при кредитовании и по размеру тарифов на предоставление услуг субъектами естественных монополий. Также национальному бизнесу планируется предоставлять преимущественное право при проведении приватизации и заключении договоров аренды государственного и муниципального имущества, при выделении земельных участков. Кроме того, "нашему" бизнесу обещают упрощенные разрешительные и регистрационные процедуры.
Эту инициативу можно только поприветствовать, говорит Михаил Малахов, управляющий директор компании "ЛогЛаб": "Мы все заинтересованы в развитии экономики своей родной страны. Очевидно, что бизнес является важным локомотивом такого развития. Рассматриваемый закон, несомненно, принесет пользу. Основные преимущества: будет являться серьезным стимулом "деофшоризации" экономики, национальный бизнес будет оставлять больше налогов в РФ, преференции, особенно в части льготного кредитования, позволят развиваться бизнесу активнее. В той или иной мере все страны, особенно в Европе, поддерживают национальный бизнес через различные механизмы. Так что принятие этого закона поможет уравнять условия для российских компаний".
В то же время в условиях рыночных отношений организации должны стремиться работать автономно, не полагаясь на поддержку "сверху". Введение подобного законопроекта приведет к оттоку иностранных инвестиций, торможению экономического роста страны, а также никоим образом не увеличит конкурентоспособность отечественной продукции, полагает Марсель Ерин. "С точки зрения привлечения иностранных инвесторов, такие "транспаранты" нельзя вывешивать. Официальный закон о том, что российским бизнесменам выдаются некие преференции, негативно скажется на привлечении иностранных инвестиций. Тем более что иностранные инвесторы в нашей "кухне" не всегда хорошо разбираются, а скорее стараются ориентироваться на какие-то сигналы, симптомы, знаки, - резюмирует Николай Остарков. - Сама постановка вопроса - о необходимости законодательного закрепления статуса национального бизнеса - говорит об определенной безысходности развития отечественного бизнеса, и требуются действенные меры, чтобы вывести его из кризиса". В "ОПОРЕ России пока не очень понимают эффективность предложенной меры, заявил ее вице-президент Михаил Мамута: "Достаточно очевидно, что таким образом мы ограничиваем возможность прихода иностранных инвестиций в сектор российского бизнеса. Что, наверное, не будет способствовать росту как самого бизнеса, так и повышению его конкурентоспособности. Повышение конкурентоспособности всегда есть результат повышения конкуренции, а конкурировать нам как глобальной стране приходится с международными компаниями, особенно в связи со вступлением в ВТО. Есть риск того, что может возникнуть обратная ситуация, когда это приведет к понижению конкурентоспособности. С другой стороны, защищать отечественных производителей, безусловно, нужно, но для этого даже в рамках ВТО есть много действенных мер. И необходимо научиться ими пользоваться".