В первой версии проекта предлагалось применять кадастровую стоимость в качестве налоговой базы по налогу на имущество организаций ко всем объектам недвижимости, в отношении которых она установлена. Но в Госдуме был одобрен другой подход, депутаты посчитали, что кадастровую оценку можно применять как налоговую базу только для ряда объектов, среди которых: офисные здания; торговые комплексы; помещения, используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов питания и бытового обслуживания; объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства.
Для устранения разночтений законодатели четко определили, какой именно объект можно признать административно-деловым/торговым центром для целей налогообложения на имущество организаций по новому принципу. К такому может быть отнесено отдельно стоящее здание, расположенное на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения. Другой вид - отдельно стоящее здание, предназначенное или фактически использующееся в целях делового, административного и коммерческого назначения. Предназначение или фактическое использование здания определяется, исходя из процентного отношения площадей, используемых в офисных или торговых целях, от общей площади объекта недвижимости. Например, здание классифицируется как административно-деловой центр. База по налогу на имущество должна определяться в отношении такого объекта по его кадастровой стоимости, если 20% от общей площади предназначено или используется в деловых, административных и коммерческих целях. При этом площадь считается, включая приемные, переговорные и парковки. Аналогичный расчет применяется в отношении торговых центров.
Но не все подходящие по параметрам здания будут облагаться налогом по новым правилам. Перечень объектов, в отношении которых в качестве налоговой базы применяется кадастровая стоимость, определяется уполномоченным органом власти субъекта РФ. Соответственно, налоговая база в виде кадастровой стоимости применяется к объекту только в том случае, если он указан в соответствующем перечне. Сформировать такие перечни субъекты РФ должны до начала следующего налогового периода и опубликовать их в открытом доступе, для того чтобы владельцы недвижимости могли с ними ознакомиться.
Выходит, особый порядок определения налоговой базы по налогу на имущество может быть внедрен к 1 января 2014 года только при соблюдении двух условий: если будут утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и если субъекты РФ до конца года успеют сформировать списки объектов недвижимости, которые будут облагаться налогом на имущество по новому принципу. Что касается результатов кадастровой оценки, то еще весной Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии заявляла, что работы по определению кадастровой стоимости уже проведены во всех регионах страны. А вот на утверждение списков объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости, у субъектов РФ осталось минимум времени. И очевидно, что приступить к такой работе регионы смогут только после окончательного принятия документа.
Эксперты уверяют, что документ положительно повлияет на наполнение бюджета. "Закон необходим для пополнения бюджета 2014 года и планового периода 2015-2016 гг., который уже принят в первом чтении. Изменения будут хорошо заметны на налоговых доходах региональных бюджетов, особенно в крупных региональных центрах, где доля деловых и торговых комплексов в общей массе коммерческой недвижимости сравнительно высока", - говорит Марк Ровинский, заместитель руководителя налоговой практики АБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры".
В то же время для бизнеса эксперты видят в документе негативные последствия. Ирина Парулева, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению АКГ "Градиент Альфа", рассказывает: "Разумеется, это обернется повышением налога на имущество. Сейчас налоговая база определяется как среднегодовая остаточная стоимость имущества в бухгалтерском учете, которая амортизировалась, постепенно становилась меньше и в конце срока полезного использования объекта недвижимости практически сходила на нет. При этом отнюдь не всегда окончание срока полезного использования означает, что объект перестал приносить экономическую выгоду. Теперь налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, которая максимально приближена к рыночной и, соответственно, тенденции к снижению платежа по налогу на имущество тут не будет". Ровинский добавляет: "С точки зрения налогоплательщиков, поправки, безусловно, приведут к возрастанию налогового бремени, основная нагрузка которого придется на собственников деловых и торговых центров, введенных в эксплуатацию 7-10 лет назад и более. В меньшей степени изменения затронут собственников новых центров и комплексов, так как их остаточная бухгалтерская стоимость максимально приближена к рыночной стоимости объекта, поэтому для них разница в платежах будет не столь критична".