Присоединиться к работе группы готовы также "Деловая Россия" и Ассоциация европейского бизнеса, планируется привлечь и банковское сообщество - Ассоциацию региональных банков и Ассоциацию российских банков.
Основная задача рабочей группы - наладить эффективный диалог как между участниками лизингового рынка, так и между ними и государством. "Было бы хорошо, если бы мы создали объединенную рабочую группу, которая работала бы совместно с минэкономразвития, тогда наш голос был бы услышан", - отметил председатель подкомитета ТПП РФ по лизингу, гендиректор "МСП Лизинг" Алексей Акиндинов. По его мнению, стабильность законодательства - это основа долгосрочного развития лизингового рынка. Все изменения необходимо вносить с учетом принципа "не навреди". При этом Акиндинов подчеркнул, что диалог между участниками рынка и государством должен идти не в догоняющем режиме, а в режиме онлайн. "Нас уже поставили перед фактом об отмене коэффициента ускоренной амортизации на имущество с 1 по 3 амортизационные группы. Это не привело к развитию рынка. Участие в обсуждении и выработка конкретных предложений профессионалами, которые работают на рынке, принесет только пользу", - сказал эксперт.
С тем, что изменения в законодательство надо вносить очень взвешенно и осторожно, согласился и президент Объединенной лизинговой ассоциации Кирилл Царев. По его словам, лизинговая отрасль должна сама для себя выработать единые подходы и правила, а любые законодательные инициативы согласовывать всеми участниками рынка. Первое, над чем надо работать, это изменения в Гражданский кодекс, а уже потом следует вносить поправки в отраслевой закон, считает Царев. "Нам удалось совместными усилиями не допустить принятия обновленной версии ГК в рамках весенней сессии прошлого года. Это дает нам время работать над каждым разделом поправок более серьезно и вдумчиво. Готовить параллельно свои предложения и в базовый отраслевой закон, и в Гражданский кодекс", - сказал президент РСПП Александр Шохин. По его словам, важно не дублировать ГК с законом и решить некоторые ключевые вопросы - например, надо ли в ГК прописывать все нормы об аффилированности физических и юридических лиц или там нужны только некие базовые описания с отсылкой к закону об аффилированных лицах. Среди вопросов, которые предстоит проработать, квалификация лизинговых сделок, особенности договора лизинга транспортных средств, порядок определения взыскания убытков с целью защиты интересов всех сторон, защита интереса лизингодателя от недобросовестных действий лизингополучателя, механизм внесудебного порядка изъятия предметов лизинга у лизингополучателя, возможности применения повторного лизинга.
- Сейчас в Госдуме находится несколько законопроектов, которые правят половину первой части ГК. До финансовой аренды дело дойдет в лучшем случае года через полтора-два, - сказал управляющий директор управления корпоративных отношений и правового обеспечения РСПП Александр Варварин. - Совет по кодификации даже не подготовил первую часть текста для обсуждения. Самое оптимальное - включиться в эту работу, это наша первоочередная задача - в течение полугода сделать раздел по финансовой аренде и прийти с этим документом в совет по кодификации. Надо понять, что нужно включать в ГК, а что нет.
Действующий Закон "О финансовой аренде (лизинге)" был принят 15 лет назад, в 1998 году. За это время, безусловно, многое изменилось, возникли пробелы в законодательстве, противоречия с другими нормативными актами, отраслевыми кодексами и смежными законами. Председатель подкомитета по лизингу Ассоциации европейского бизнеса Сергей Иванов обратил внимание на то, что Россия, в отличие от многих европейских стран, имеет отдельный лизинговый закон и сегодня занимает 4-5-е место по объему лизингового рынка в Европе. "Это огромный рынок с уже сложившейся инфраструктурой и очень хорошим потенциалом развития. Мы уже не можем, как в 1998 году, когда рынок был маленьким, принимать изменения, не думая о последствиях. Требуется уже не просто наше участие как лизингового сообщества, но нужен и государственный подход, видение развития лизинга в ближайшей перспективе", - считает эксперт.
Однако участников рынка беспокоит не столько сам закон, сколько практика его применения. По словам Кирилла Царева, необходимо наладить диалог с судебной властью о том, как трактовать существующий закон, а также выработать механизмы контроля правоприменения. Руководитель аппарата подкомитета ТПП по лизингу Евгений Царев обратил внимание на перемены, связанные с объединением арбитражных судов. По его словам, раньше лизинговая компания могла проиграть первую инстанцию, кассацию, а потом выиграть дело в ВАС РФ. Правоприменительная практика - действительно проблема, согласился Александр Варварин. Например, между ВАС РФ и участниками рынка существуют противоречия в отношении условий расторжения договоров лизинга.
Лучшая возможность поправить практику, по мнению эксперта, это изменить само правовое регулирование, прямо прописать в законе ответы на те вопросы, которые ВАС РФ дает в своих постановлениях и с которыми сообщество не согласно. "Именно поправками в закон мы сможем ликвидировать существующие сегодня пробелы", - убежден Варварин. При этом он подчеркнул, что к работе надо подключить и потребителей лизинговых услуг. "Сегодня в законе есть очевидный перевес в сторону лизинговых компаний. Сбалансированным закон может быть, только если мы включим другую сторону, которая спорит и судится с лизинговыми компаниями", - считает эксперт. С этим согласились и участники рынка. В частности, замгендиректора "Росагролизинга" Наталья Зудина выразила готовность оказать содействие в привлечении клиентов компании к работе над поправками в закон, как крупных, так и представителей МСБ.