По словам замдиректора Института энергетических исследований РАН Юрия Плакиткина, специалисты этого учреждения, чтобы выяснить, куда же направлен вектор инновационного развития мировой экономики, изучили мировые технологические патентные заявки примерно за 130 лет и на их основе выстроили динамику.
- Я называю эту кривую "ступенями технологического роста", - пояснил Юрий Плакиткин. - На ней есть участки повышения интенсивности патентных заявок и их понижения. На первых нарастает технологическая мысль, на вторых происходит реализация этих знаний, формирование нового облика мировой экономики.
По мнению профессора, в XX веке были две технологические ступени - в период примерно с 1929 по 1945 годы и с 1970 по 1991-й. И сейчас, начиная с кризисного 2008 года, мир находится в процессе формирования следующей ступени, на которой "уже не объемы потребляемых ресурсов, а эффективное управление ими становится главной доминантой развития мировой экономики".
Что касается энергетики, то, как считает ученый, в ближайшее время произойдет переход от нефтяного уклада к газовому, который продлится примерно до 50-х годов XXI века. А дальше доминантой развития глобальной энергетики станет так называемая альтернативная энергетика (ее основа - энергия солнца, ветра, древесных отходов, биомассы, геотермальных источников, воды и так далее), проекты которой сегодня активно обсуждают, а нередко уже и реализуют.
Правда, согласно данным заместителя гендиректора "Федеральной энергосервисной компании" Ивана Редько, доля возобновляемых источников энергии (без учета крупных ГЭС) в общем объеме выработки электроэнергии в России пока сохраняется на уровне менее процента. В этой массе 57 процентов приходится на биоэлектростанции, работающие на отходах деревообработки и целлюлозно-бумажных комбинатов, 37 - малые ГЭС и 5 - геотермальные станции.
По словам Ивана Редько, основная причина - отсутствие правильного понимания, как будет развиваться малая распределенная и возобновляемая энергетика в России. Согласно мнению же Юрия Плакиткина, в стране пока просто нет предпосылок для бурного развития технологий альтернативной энергетики.
- Главные "заинтересанты" в развитии этих технологий - автомобиле- и авиастроение, производство электроники, бытовой техники, - поясняет ученый. - У нас эти отрасли не развиты в полном масштабе. А если так, то нет и потребности в технологиях. Чтобы заработал механизм, который будет требовать развития альтернативной энергетики, необходимо всеми силами стимулировать развитие отраслевой сетки, соответствующей мировым тенденциям развития инновационного процесса.
Тем не менее технологии альтернативной энергетики развиваются и совершенствуются и в российских регионах. Так, кандидат технических наук из Новосибирска Анастасия Жданович представила на форуме совместную со студентами НГТУ разработку источника энергии на базе городских стоков.
- Источники для установки малых ГЭС многочисленны, в нашей стране они практически не подлежат подсчету, - отмечает Анастасия Жданович. - Мы интересовались гидравлическими системами города: в частности, технологическим стоками ТЭЦ, водоканала. Нашей задачей был расчет энергетического потенциала этих мест и разработка конструкции микроГЭС для стоков горводоканала.
По признанию эксперта, не все такие стоки обладают достаточным энергетическим потенциалом, но среди них есть и такие, которые способны стать источником энергии. Например, для расположенного неподалеку коттеджного поселка. Кстати, новосибирцы даже придумали, как такие микроГЭС поставить на берегу реки, чтобы их не смывало во время паводка: они предложили устанавливать их в специальных колодцах.
По словам Алексея Виноградова, который возглавляет компанию, специализирующуюся на строительстве и реконструкции малых гидроэлектростанций, сегодня проекты возведения ветряных или солнечных электростанций - в гораздо более выгодном положении, нежели в сфере малой гидроэнергетики. Мало того, что они значительно дешевле, они быстрее проектируются и строятся.
- Все понимают, что такое оформить земельный участок под ГЭС в 25 мегаватт (малыми считаются ГЭС мощностью до 25 мегаватт - Прим. ред.), сформировать зону затопления, договориться с лесниками, оформить необходимые документы, запроектировать станцию, - поясняет Алексей Виноградов. - Год мы оформляем землю, два проектируем и два строим. Быстрее просто невозможно. При этом период, который мы можем охватить в ходе конкурсов, составляет четыре года. То есть я могу выходить сегодня на 2014-2017 годы. Невозможно построить ГЭС за четыре года, но в случае, если объект не ввели в установленные сроки, начинаются штрафные санкции...
И все же малая гидроэнергетика все активнее занимает свою нишу. Так, компания Алексея Виноградова с 2007 года строит уже третью станцию. Кроме того, у нее заключено соглашение с Ярославской областью о восстановлении МГЭС на реке Обнора в Любимском районе. В этом месте электростанция мощностью 400 киловатт стояла 20 лет - с 1949 по 1969-й. Благодаря ГЭС уровень воды в Обноре поднялся, и выше по течению заработала лодочная станция - любимое место отдыха горожан. Но во время сильного паводка в 1969 году плотину смыло, а восстанавливать ее не стали.
По мнению властей и энергетиков, благодаря реанимированной Любимской МГЭС в райцентре смогут развивать крупные производства, которых сейчас нет из-за банальной нехватки воды. Кроме того, станция сможет обеспечить электроэнергией весь город, который не будет зависеть от внешних обстоятельств и конъюнктуры электрического рынка.
Отметим, что все эксперты обратили внимание на то, что объекты малой возобновляемой энергетики в целях наиболее быстрой окупаемости должны быть привязаны к месту непосредственного потребления энергии. Более того - они должны стоиться "на перспективу".
- Мы находим региональные точки роста и размещаем наши генерирующие установки только там, где существуют потребители либо проекты, которые будут реализованы в регионе в дальнейшем, - говорит Алексей Виноградов. - Сразу выстраиваем определенную логику и отказываемся от предложений, не имеющих перспектив с точки зрения дальнейшего развития территории.
Строители малых ГЭС в сегодняшних условиях сталкиваются с существенной проблемой: берега малых рек, которые потенциально пригодны для возведения новых станций или реконструкции когда-то существовавших, подчас настолько застроены коттеджами, что гидрогенерация там становится невозможной. По словам экспертов, райцентр Любим Ярославской области - один из немногих российских городов, где власти не позволили застроить ни одного квадратного метра земли в зоне затопления.