СК завершил расследование гибели платформы "Кольская"

Следственный комитет завершил расследование гибели буровой платформы "Кольская", которая принадлежит компании "Арктикморнефтегазразведка".

По словам руководителя управления взаимодействия со СМИ СК РФ Владимира Маркина, сейчас продолжается уведомление потерпевших.

Обвинение в окончательной редакции предъявлено исполняющему обязанности главного инженера АМНГР Леониду Бордзиловскому и исполняющему обязанности заместителя генерального директора по безопасности мореплавания Борису Лихвану. По версии следствия, платформа затонула из-за превышения допустимой скорости буксировки.

Буксировка самоподъемной буровой установки (СПБУ) "Кольская" от западного участка шельфа полуострова Камчатка к Сахалину началась 11 декабря 2011 года. Бордзиловский проигнорировал требования начальника СПБУ о том, что с "Кольской" нужно вывезти 28 человек, незадействованных в буксировке - в результате они остались на борту. Пять суток буксировка шла нормально.

В ночь с 15 на 16 декабря погода резко ухудшилась, начался шторм. Ответственный за буксировку СПБУ "Кольская" Михаил Терсин решил разогнаться до 4,8 узлов, чтобы обогнать надвигающийся циклон. Об этом он сообщил по электронной почте Лихвану и Бордзиловскому, которые не приняли никаких мер, чтобы остановить Терсина.

- На следующий день в результате превышения максимально допустимой скорости буксировки наружная обшивка корпуса СПБУ деформировалась, появились трещины, - говорится в сообщении СК. - На платформу стала непрерывно поступать вода.

К концу дня образовался крен платформы на нос. Прогноз погоды на ближайшие сутки был неблагоприятным. По спутниковой связи Бордзиловский и Лихван узнали о том, что необходимо опустить опорные колонны "Кольской" и перевести ее в дрейф. Однако обвиняемые проигнорировали и эту информацию.

Затем 17-18 декабря шквалистый ветер сорвал обтекатель носовой опоры. В результате повреждения обшивки затопило балластные цистерны, крен усилился, нарушилась герметичность водонепроницаемых закрытий на верхней палубе. Вода пошла в машинное отделение, насосы не успевали ее откачивать, и в итоге платформа затонула.

Только через сутки Бордзиловский и Лихван дали запоздалое указание опустить опорные колонны - когда из-за крена платформы сделать это было уже невозможно.

- Зная, что ситуация критическая, а в районе бедствия нет судов, которые могли бы помочь экипажу, руководство АМНГР не приняло никаких мер для организации спасательных работ, - подчеркнули в Следственном комитете. - Более того, Бордзиловский запретил ответственному за буксировку даже подавать сигнал SOS до его особого распоряжения.

Но этот запрет пришлось нарушить. В 9.45 утра 18 декабря 2011 сигнал SOS все же был подан, но поздно. В 12.46 "Кольская" опрокинулась и затонула в Охотском море на глубине более 1000 метров. В этой катастрофе погибли 53 человека и пострадали еще трое.