По мнению экспертов, акционирование предприятий в нынешнем виде экономически нецелесообразно и не спасет стабильно убыточные предприятия ЖКХ от банкротства.
Размер их убытков постоянно растет: в 2011 году теплоснабженцы, например, сработали с минусом в 83,17 миллиона рублей, в 2012-м - 246,4 миллиона, в текущем году затраты превысят доходы на 400 миллионов рублей.
Выступившая с предложением о приватизации неэффективных "тяжеловесов" администрация Калининграда посчитала, что без частных инвестиций городское хозяйство не удастся оздоровить. До 70 процентов теплосетей изношены, 58 старых угольных котельных давно пора закрыть. В качестве инвестора может рассматриваться крупная энергетическая компания, в состав которой входит калининградская ТЭЦ-2. Заменив изношенные сети, теплоэлектростанция сможет обогреть весь город, сегодня же до 80 процентов вырабатываемого ею тепла уходит в воздух.
Решение городских властей вызвало неоднозначные отклики среди калининградцев. "Интересно, как изменится цена на услуги МУП, они ведь монополисты! Если сейчас эти поставщики "работают себе в убыток", кто при существующих тарифах захочет свои деньги вкладывать и не иметь прибыли? Инвесторы, если и придут, то цены на коммуналку взвинтят", - высказал опасение один из пользователей соцсети. "По сути решение верное. Но как оно будет исполнено? Если все будет отдано, как отдали жилые дома управляющим компаниям, то ничего хорошего ожидать не придется, - сомневается другой. - Вот если бы в конкурсе могли участвовать польские или литовские предприниматели. А что? Канализационную трубу они от нас к себе не унесут. И дело качественно сделают".
А плата за коммуналку в Калининграде и области по целому ряду параметров превосходит плату в регионах СЗФО, даже там, где пользуются "северным завозом" ресурсов, о чем свидетельствуют данные Росстата на начало 2013 года.
Впрочем, на изменение организационно-правовой формы предприятий еще требуется получить разрешение минфина РФ, областного правительства, а также рассчитаться с Европейским банком реконструкции и развития, поскольку на МУПах висят крупные кредиты, а по закону, подлежащие акционированию юрлица должны быть "чисты" от долгов.
На что указали эксперты НП "Региональный центр общественного контроля".
- Вообще, мы были поражены, когда разбирались, как в муниципальных унитарных предприятиях поставлена работа, - рассказал корреспонденту "РГ" член Общественной палаты Калининградской области Сергей Шерстюк. - Между водо- и теплоснабженцами до сих пор не заключен договор на подачу воды и ее подогрев. В "Теплосети" из-за отсутствия приборов учета на выходе из теплоцентрали не могут оценить потери горячей воды, а внутри домов - коэффициент этих потерь. В "Водоканале" половина воды не доводится до потребителя. Все эти факты были известны и региональной службе по государственному регулированию цен и тарифов.
Эксперты отметили, что производственные программы предприятий в части определения затрат на протяжении многих лет плохо прорабатывались. Показательным является и то, что, получив от региональной службы "несправедливые тарифы" на свои услуги, коммунальщики ни разу не обжаловали их через суд, не предпринимали никаких действий для повышения эффективности производства, а только просили у муниципалитета дополнительные финансовые средства.
В очередной раз теплоснабженцы попросили и получили муниципальную гарантию до 2016 года под банковский кредит в 400 миллионов рублей на оплату поставок топлива к зиме. И...подали наконец иск к областному правительству о возмещении 469 миллионов рублей за "необоснованное занижение тарифов".
Общественные контролеры настаивают: если не осуществить структурную перестройку муниципальных предприятий, не улучшить работу менеджмента и не подготовить рыночную платформу для работы частных компаний, акционирование не приведет к улучшению ситуации с теплоснабжением, наоборот, может подстегнуть неконтролируемый рост тарифов при низком качестве услуг.
Между тем
Рабочая группа по вопросам ЖКХ и энергетики Общественной палаты Калининградской области неоднократно предлагала городским властям разделить "монополиста" на два предприятия - теплогенерирующее и сетевое, что позволило бы сформировать рынок тепловой энергии, создать конкуренцию и таким образом снизить тариф на отопление и горячую воду. Чиновники эти предложения игнорируют. А вот проверкой финансово-хозяйственной деятельности "унитариев", по настоянию в том числе и общественников, займется контрольно-счетная комиссия горсовета.