04.11.2013 23:46
    Поделиться

    На светодиодное освещение приходится шестая доля российского рынка

    Сегодня в Москве открывается крупнейшая выставка светотехники "Интерсвет-2013", на которой будут проходить конференции, посвященные различным аспектам развития отрасли, и, в частности, перспективам производства светодиодов в нашей стране.

    Сейчас одну треть на мировом рынке светотехники составляют лампы накаливания. Однако уже больше 46 стран запустили программы по запрету их использования, потому что они неэффективны. В России это уже произошло со 100-ваттными лампочками. Вторая технология, которая составляет половину российского светового рынка, - компактная люминесцентная лампа. Это, в общем-то, пример энергоэффективной технологии. И, наконец, у нас есть светодиоды, которые на данный момент занимают небольшую долю рынка, но показывают исключительно высокие темпы роста. Они же являются наиболее энергосберегающими и в то же время у них очень большой срок службы. Эти лампы могут служить в десять раз дольше традиционных ламп накаливания. Взрывной рост эффективности светодиодов сопровождается фантастическими темпами падения стоимости их массового производства. По прогнозам, стоимость 1 лм излучения, сгенерированного светодиодными источниками, к 2016 г. сравняется со стоимостью светового потока газоразрядных ламп, а в 2020 году этот показатель достигнет 1 долл. за 1000 лм. Таким образом, у традиционных источников света уже в ближайшем будущем не остается шансов на "мирное сосуществование" со светодиодами. И многие производители это хорошо понимают.

    По мнению эксперта фонда "Сколково" Сергея Боровкова, к 2020 году российский рынок светотехники должен вырасти более чем в полтора раза с нынешних 2,2 млрд евро до 3,6 млрд евро. Увеличение объема рынка светотехники является очень существенным показателем. Такие темпы роста будут превышать европейские, что сделает нашу страну очень привлекательной для инвестиций в производство осветительных приборов. И если прогнозируемых цифр удастся достичь, то Россия может стать крупным игроком на мировом рынке освещения.

    Сергей Боровков отмечает, что основными факторами динамичного развития рынка светотехники в ближайшие годы станут стимулирующие меры российского правительства, которое снизило ввозные пошлины на продукцию зарубежного производства, а также крупные мероприятия, запланированные в России на вторую половину текущего десятилетия. В частности, имеются в виду мировые чемпионаты по хоккею и футболу, которые пройдут в 2016 и 2018 годах соответственно.

    Сейчас наблюдается активная регистрация фирм зарубежными компаниями, которые хотят запустить в России собственное производство либо открыть представительство. Регистрация же собственной фирмы позволит компаниям пользоваться рядом преимуществ, доступных отечественным компаниям.

    Расти в России будет не только рынок светотехники в целом, но и его светодиодный сегмент. Если сейчас на светодиодное освещение приходится шестая доля рынка, то уже в 2020 году этот инновационный тип освещения займет три четверти рынка.

    По мнению генерального директора компании Ledel Артура Когданина, светодиодные светильники понемногу "отъедают долю" у традиционного освещения, и за счет этого на рынке происходят рокировки. Но доля светодиодного освещения по сравнению с общим объемом продаж пока незначительна. Рынок производителей светодиодного освещения представлен в основном небольшими компаниями, которые быстро ухватились за возможность занять свободную нишу. Сейчас эти предприятия учатся работать на новом для них рынке, а светотехнические компании стремительно наверстывают упущенные возможности. Чья стратегия будет правильной, покажет время.

    С ним не согласны другие эксперты рынка. Большие компании как зарубежные, так и российские тоже активно осваивают производство светодиодов.

    "Уже можно говорить об определенных успехах на рынке продаж светодиодов российским потребителям", - считает гендиректор компании "Светлана - Оптоэлектроника" Алексей Мохнаткин.

    По данным аналитиков, в 2013 году динамика спроса на светотехническую продукцию изменилась. Если в 2010-2011 годах рост рынка светотехники составлял до 100% в год, то в этом году он измеряется лишь десятками процентов. В связи с этим уменьшилась маржинальность компаний и они стали задумываться о снижении себестоимости продукции и о ее продвижении, о повышении производительности труда. Этот процесс будет длиться три-четыре года, а потом в этом сегменте останется около 10 компаний, хотя сейчас их порядка 2000. Останутся самые технологичные, которые успели накопить финансовую прослойку и кадровый потенциал. Те, кто пришел просто заработать деньги, уйдут.

    Поделиться