Системные меры помощи региональным авиаперевозкам государство стало активно оказывать, когда ситуация была близка к тому, чтобы окончательно потерять всю структуру межрегиональной авиации. Значительная часть авиаперелетов внутри страны замыкалась на транзите через аэропорты московского авиационного узла, и вместо того, чтобы перелететь напрямую из одного региона в соседний, приходилось делать крюк через столицу в несколько тысяч километров.
Пытаясь переломить тенденцию, правительство запустило ряд программ по субсидированию межрегиональной авиации: перелетов с Дальнего Востока и Калининграда в центральную часть страны, авиаперевозок внутри ряда федеральных округов страны, лизинга новой техники. В результате по итогам прошлого года из общего внутреннего пассажиропотока отечественных авиакомпаний в 33,4 миллиона пассажиров 7,26 миллиона пришлось на сообщение, минуя Москву.
- Господдержка региональных авиаперевозок растет каждый год, - подчеркнул Дмитрий Медведев на совещании. - На развитие региональной авиации в этом году будет израсходовано 13 миллиардов рублей.
Сумма, с одной стороны, немаленькая, а с другой, признал премьер, несравнима с размерами и потребностями страны. "Для формирования современной сети маршрутов необходима продуманная, системная государственная поддержка, - заявил глава кабинета министров. - Причем активность должна идти не только от федерального центра, но и со стороны регионов". В этой связи премьер считает целесообразным дальнейшее стимулирование авиаперевозок на небольшие расстояния, субсидирование рейсов тех авиакомпаний, которые открывают новые межрегиональные маршруты.
Так, перед совещанием "Аэрофлот" презентовал главе правительства свой новый региональный проект - дальневосточную авиакомпанию "Аврора", объединившую "Сахалинские авиатрассы" и "Владивосток Авиа". Авиаперевозчик создан по распоряжению главы правительства и должен содействовать развитию Дальнего Востока. На церемонии подписания соглашения между "Аэрофлотом" и администрацией Сахалинской области премьер-министр выразил надежду, чтобы компания оправдала те ожидания, которые на нее возлагаются. "Ну и чтобы билеты были для людей подъемные, - подчеркнул Медведев. - Чтобы деньги за билеты, которые будете получать, позволяли авиакомпании развиваться, но в то же время были по силам нашим гражданам".
Одним из препятствий для дальнейшего развития региональной авиации остается дефицит летного парка. Правительство планирует продолжить субсидирование лизинга необходимой техники. "В 2012 году по такой схеме было куплено 26 самолетов, в 2013-м предлагается купить более 30. В будущем мы такую практику продолжим", - пообещал глава кабмина присутствовавшим на совещании руководителям авиакомпаний.
Авиаперевозчики заговорили о некотором имеющемся противоречии - государство субсидирует лизинг, но при этом держит заградительные импортные пошлины на технику. Это не дает авиакомпаниям в полной мере ставить у себя на крыло 72-кресельные турбовинтовые самолеты, подходящие как раз для межрегиональных маршрутов.
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров напомнил гендиректорам, что сейчас в стране организуется производство по сборке таких самолетов совместно с Airbus и Bombardier. "С четвертого квартала 2014 года такие машины будут поставлять клиентам, - заверил глава минпромторга. - С 2015 года мы планируем поставлять по 24 машины в год". Свою позицию, согласованную с коллегами, высказало министерство транспорта - необходимости снимать заградительные пошлины на такие самолеты нет.
"Вы готовы подождать наши самолеты?" - спросил Дмитрий Медведев у авиаперевозчиков. Гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев попросил подумать о том, чтобы снять пошлины хотя бы до начала сборки аппаратов в России.
- Нужно окончательно понять, какова потребность, понять, сколько нужно машин авиакомпаниям, и оценить свои возможности, - подытожил глава правительства. - Если мы откажемся от закупок и снятия таможенных пошлин, мы должны быть к этому готовы, чтобы не получилось так, что мы отказались, а сами не смогли ничего собрать.
Савельев также напомнил правительственным чиновникам об истекающем сроке действия таможенных льгот на среднемагистральные самолеты, такие как Airbus A 320 и Boeing 737. "У нас 31 декабря дедлайн, то есть все авиакомпании России попадут на таможенные пошлины. Это, по нашим оценкам, приведет к удорожанию билетов на 15-20 процентов", - предупредил глава "Аэрофлота". Коллеги его поддержали, отдельно обратив внимание, что в Казахстане и Белоруссии, также входящих в Таможенный союз, эти льготы уже продлены. К тому же у них нет ограничений на работу иностранных пилотов, тарифа на фонды оплаты труда летных составов в размере 14 процентов. И все это в ситуации грядущей либерализации воздушного сообщения ставит их в более выгодное положение.
Авиакомпании поспешили успокоить - правительство согласовало продление льгот на среднемагистральные воздушные суда. "Готовы поддержать на комиссии по таможенным защитным мерам и потом внести в Евразийскую комиссию", - сказал министр экономического развития Алексей Улюкаев.