05.11.2013 23:09
    Поделиться

    Преподаватели Вагановки потребовали уволить Цискаридзе

    Преподаватели петербургской Академии русского балета имени Вагановой требуют пересмотреть назначение Николая Цискаридзе ректором, а Ульяны Лопаткиной - худруком учебного заведения. Недовольство касательно кадровых перестановок сотрудники академии выразили открытым письмом в адрес Министерства культуры РФ.

    Авторы письма считают, что новые назначения являются "поспешными", а кадровая политика министерства - "непродуманной".

    - Все сотрудники академии находятся сейчас в шоковом состоянии, потому что вот так просто и быстро, силовым решением все перестроить - это просто неуважение, так не делается. Не было никаких предпосылок, смена руководства случилась очень резко. Мы с уважением относимся к Николаю Цискаридзе как к танцовщику, но это назначение, что скрывать, коллектив принял в штыки, - рассказала декан исполнительского факультета академии Марина Васильева. По словам преподавателя, академия продолжает работать - учащиеся не должны чувствовать никаких перемен. Однако в открытом письме упоминается: произошедшее привело к тому, что "работа организации практически парализована".

    Выпускники балетной школы к произошедшим перестановкам отнеслись скептически. Так, балерина Диана Вишнева отметила, что возмущена бесцеремонностью смены руководства школы. По словам примы, весомых причин для принятия подобного решения не было, как не было и обсуждения этого с кем-либо из балетной среды Петербурга. Вишнева также подчеркнула, что ректором должен быть человек, имеющий необходимое образование, и выразила надежду, что это не конец великой школы.

    Открытое письмо - не единственная реакция на перестановки в руководстве. До этого в Интернете была опубликована еще одна петиция, в тексте которой авторы обращают внимание на отсутствие у Цискаридзе руководительского опыта, а также сомневаются, что Лопаткина сможет совмещать сценическую деятельность с работой в вузе. "Учитывая, что профессия балерины требует ежедневной работы и репетиций, логично предположить, что страдать от такого "полуруководства" будет именно учебный процесс в академии", - отмечается в тексте.

    На данный момент открытое письмо подписали более 100 человек, среди которых преподаватели Академии русского балета им. Вагановой, концертмейстеры, народные и заслуженные артисты России, солисты и артисты балета Мариинского театра. По мнению подписавшихся, министерство культуры должно позволить ученому совету петербургской академии предложить свои кандидатуры на пост ректора и худрука. Ответной реакции пока не последовало - ни министерство культуры, ни "новые руководители" с комментариями по поводу письма на данный момент не выступали.

    Комментарий

    Хочешь мира - готовься к войне, и старую истину хорошо знают в Академии Вагановой. Однако на 275 году жизни старейшая и лучшая балетная школа России подготовиться к войне не смогла, ее взяли врасплох, не спросив разрешения. Казалось бы, после случившейся прошлой зимой истории с кислотой, вылитой на худрука балета Большого театра Сергея Филина, царство нежных муз уже не удивит. А оно все удивляет, и в замкнутом балетном мире все оказывается связанным в один тугой узел.

    К 30 июня, когда закончился контракт Николая Цискаридзе с Большим театром, шлейф экс-премьера был не единожды запятнан. Он иронично отреагировал на беду с бывшим соседом по гримерке Сергеем Филиным. Инспирировал подметное письмо "наверх" с просьбой назначить его главным шефом театра (от подписей на котором звезды отечественного искусства отреклись публично). Не раз выступил с нападками на коллег и родной Большой в тоне, называемом воспитанными людьми "лишенным профессиональной этики". Новый директор, опытный и твердый Владимир Урин слухи о худом мире со скандальным артистом пресек, тем самым усилив слухи о предлагаемых Цискаридзе постах вне Большого. Фигурировал Кремлевский балет, но от слабой труппы артист отказался. Вроде бы ему хотелось стать шефом Мариинского балета, но от этой идеи отказался уже Валерий Гергиев. Былью же стал слух самый невероятный: указом министра культуры РФ Владимира Мединского экс-премьер Большого театра Николай Цискаридзе стал ректором Академии Русского балета имени Вагановой.

    Сказать, что это пощечина общественному вкусу - мало. Это пощечина здравому смыслу, ведь за все 275 лет АРБ сама посылала кадры на спасение московской балетной школы, а москвичи лишь трепетно внимали, при случае защищаясь "душевностью исполнения". Да и что обсуждать: Николай Цискаридзе не только начинавший в Тбилиси москвич по образованию. У него особый педагогический опыт: двое из трех учеников в Большом сбежали от наставника. В общем, если Москва хотела избыть социальные комплексы против многолетнего засилья "питерских" у власти, то справилась с лихвой. 

    Преподаватели вагановки не молчат. Стенограммы встречи с представлением нового ректора появились в Интернете сразу же по окончании, а сейчас стремительно набирает "лайки" страница с названием "Академия Русского балета в осаде" и, главное, петиция с отчаянным названием "Балетному сообществу и всей России", на момент написания статьи собрано 608 подписей. Тем временем осознавший, насколько ему не рады Николай Цискаридзе нашел первый компромисс: вместо продолжающей танцевать, но давшей согласие на художественное руководство Академией Ульяны Лопаткиной он оставил худруком освобожденную ради него от должности Алтынай Асылмуратову, выбив почву из-под ног доброй части противников. Вообще честных работяг-педагогов обвести вокруг пальца можно: всем нам свойственно уповать на лучшее и надеяться, что все обойдется без нашего вмешательства. К тому же профессионалы-учителя в эмоциях взывают не к здравому смыслу, а к "великим традициям", и в этом наивном балетном фанатизме их легко объявить безумными. Да, взывая исключительно к традициям, легко скатиться в домик без ставен, в пространство без воздуха. Но в северной столице, как заметил еще Морис Бежар, классика чище, а новизна новее, вагановскую балерину до сих пор можно было узнать по академической выучке, а теперь и по вкусу к современному танцу, его здесь начали преподавать. Зачем надо было разрушать процесс, трудоустраивая бывшего принца таким оскорбительным для здравого смысла образом, непонятно.

    Подготовила Лейла Гучмазова

    Поделиться