Еще в пору вызревания сериала на съемочной площадке один из авторов сценария блогер и писатель Эдуард Багиров заявил, что если написанное им со товарищи удастся снять так, как написано, то всех и все "разорвет", включая сериалы "типа "Ликвидация".
Интонация и стиль литератора - из уличной лексики отмороженного подростка - такая агрессивная ярость. С коллегами и товарищами по перу (не по штыку же и не по ножу) принято быть более корректным. Все ж таки, как показывает опыт, в сфере художественной практики гипертрофированное самомнение - штука обоюдоострая: хочешь поразить соперника, а попадаешь в себя.
...Никого и ничего "Пепел" не порвал, не разорвал... До сериалов типа "Ликвидация" ему как до неба, как до обратной стороны Луны. То ли по причине, что снято как-то не так. То ли потому, что написано скверно. Скорее - второе. Впрочем, как бы это ни было написано, в зрительском успехе сериалу не откажешь. Как говорят в таких случаях: народ плевался, но смотрел. Народ издевался над сценарными неувязками, над историческими неточностями, над психологическими несуразностями, но глотал и кушал, сам себе дивясь. Как бы изумляясь своему аппетиту. В сущности, разрыв между зрительским и репутационным рейтингами на телевидении, да и в других видах художественной деятельности, вещь не редкая. Просто редко бывает, когда вилка оказывается столь значительной, как в случае с "Пеплом". Как редки и совпадения высоких оценок со стороны профессионалов и массовой аудитории.
"Ликвидация" - как раз пример удачи. И могу сказать, в чем секрет ее. В том, что авторы сотворили миф о национальном герое Давиде Гоцмане, который непременно хотел бороться с криминалом по закону, а не по понятиям. И в этом он противостоял другому мифологическому киногерою Глебу Жеглову, который предпочитал бы жить скорее по понятиям, чем по закону.
Это - не уличная разборка. Это - историческая коллизия, что сопутствует нам на протяжении столетий. Наверное, не только нам. Но у нас она - неувядающая. Она зеленая и зимой, и летом, как пальма (если она растет на юге). И когда эту тему задевает даже рядовой сериал, скажем, такой, как идущий сейчас на НТВ "Шеф", то пробуждается не один спортивный интерес: кто кого прикончит, кому как повезет, догонит - не догонит, уйдет - не уйдет и т.д. Тогда начинаешь нервничать по поводу моральной правоты того или иного героя.
В сценарии "Пепла" нет ничего, кроме детективной интриги на мелодраматической подкладке. Это чисто рецептурное кино. Есть такой формат, когда кажется, что если один вкусный ингредиент смешать с другим в нужной проверенной Голливудом пропорции, то прочее - дело техники и технологии. Наверное, так и показалось господину Багирову с его соавторами. Они позаимствовали в мировой культуре ходячий сюжет, повествующий о том, как герои по воле обстоятельств обмениваются судьбами, иногда - миссиями. В данном разе зэк Сенька Скворцов по прозвищу Пепел, удалой медвежатник, занимает место советского офицера капитана Игоря Петрова, который, в свою очередь, залезает в шкуру преступника. Потом по ходу обмениваются еще раз шкурами. А в качестве переходящего приза - одна жена на двоих - Рита, которая переходит из рук в руки. В качестве исторического фона - советская эпоха (1938-1958 гг.), оснащенная бытовыми подробностям и характерными дамскими туалетами. Наградой зрителю служат не столько сами талантливые актеры - Евгений Миронов, Владимир Машков, Чулпан Хаматова, Сергей Гармаш, Андрей Смоляков, сколько их имена, что, разумеется, совершенно недостаточно. Видно, что знаменитости отбывают номер, не зная, что играть, кого играть... Разве что Елена Лядова смогла заинтриговать своей героиней. Ей, по крайней мере, удалось намекнуть, что душа ее Риты - потемки. Прежде всего для нее самой.
Но главная интрига все-таки в интриге. Она - такой аттракцион. В ней есть сложные кульбиты и рискованные сальто. Сериал несет на себе приметы циркового зрелища с пиротехническими эффектами. Вот собственно отсюда и ножницы между рейтингом внимания аудитории к сериалу и рейтингом ее раздражения, что был вызван разогретыми, но не оправдавшимися ожиданиями телезрителей найти хоть какой-то в нем смысл. Когда тебя дурят авторы в течение одного вечера, еще куда ни шло, но десять вечеров кряду, - это перебор.
Телеканал "Россия" тем не менее не остался внакладе. Во внутривидовой борьбе за рекламный бюджет вечернего прайма он не уступил конкурентам. Заинтересованные стороны ждали лобового столкновения в эфире Сеньки Пепла и четырехсерийного "Высоцкого". По идее, Владимир Семенович должен был побить вымышленного медвежатника. Но... не побил. Художественные достоинства обоих произведений выношу за скобки. Они, полагаю, в противоборстве не сыграли сколько-нибудь существенной роли. Сыграло то, что судьба Пепла была в новинку. А участь протестанта Володи - нет. Кроме того, надо бы взять на заметку телевизионным топ-менеджерам, что Высоцким наш телезритель явно перекормлен.
Отдельной строкой про алмазы. На минувшей неделе неформальный клуб телепрессы, в который входят телеобозреватели нескольких московских изданий, объявил о своих предпочтениях по итогам минувшего телесезона. Главным алмазом признан "Голос" ("Лучшая программа"), спецпризами отмечены Сергей Урсуляк ("Жизнь и судьба"), цикл "Мост над бездной" (автор и ведущая Паола Волкова, кинорежиссер Андрей Зайцев), телеканалы "Дождь" и "Москва 24" и коллектив программы "Неделя" с Марианной Максимовской. Будем считать этот список репутационным рейтингом, в виду отсутствия в медиапространстве телеакадемии ТЭФИ.