Есть предложение дать социальные льготы из федерального центра всем, кто родился и жил в определенный период времени. Такое предложение представляется нам ошибочным. Если речь идет о том, чтобы оказать поддержку целому поколению, то проще и естественнее повысить пенсии.
Есть другое предложение, сформулированное в законопроекте, который был внесен с моим участием. По этому законопроекту получателями льгот должны быть лица, чьи родители (один из родителей) погибли, участвуя в боевых действиях во время ВОВ, и в настоящий момент не получающие иных видов социальной помощи. Во-первых, такой подход устанавливает преемственность действий государства. Дело в том, что в соответствии с Постановлением СНК СССР от 16 июля 1940 года "О пенсиях военнослужащим рядового и младшего начальствующего состава срочной службы и их семьям" дети погибших получали социальную помощь до достижения 18-летнего возраста, то есть пока они были нетрудоспособны в силу несовершеннолетия. Сегодня они стали нетрудоспособны в силу пожилого возраста, и будет логично, если государство восстановит свои обязательства в отношении них. Во-вторых, дети погибших участников войны нуждаются в первоочередной поддержке хотя бы потому, что они пострадали больше других материально. Участники ВОВ, которые, слава Богу, выжили, в той или иной форме получали помощь от государства, и, разумеется, этой помощью также пользовались члены их семей (мы понимаем, что, например, значительная часть машин и квартир, которые сегодня получают участники войны, переходит во владение их внукам и правнукам). Дети же погибших таких возможностей были лишены, поэтому установление для них норм поддержки является справедливым.
Правильным является и требование установить такую социальную помощь тем, кто не получает иной поддержки. Сегодня действует закон, по которому человек, имеющий право на помощь в нескольких качествах (например, одновременно являющийся ветераном труда и инвалидом), вправе выбрать ту поддержку, которая подходит ему в наибольшей степени, и пользоваться ей.
Кто должен оказывать эту поддержку? В соответствии со 122 законом ветераны, участвовавшие в боевых действиях, а также поддерживавшие армию (например, последний военный призыв), отнесены к категории, ответственность за которую возложена на федеральный центр. Но наиболее многочисленная категория - труженики тыла - получает поддержку из бюджетов субъектов Федерации. Понятно, что "дети войны" не могут быть поставлены по статусу на уровень выше, чем труженики тыла, которые активно ковали Победу, недосыпая, недоедая, но работая по 12-16 часов в цехах. И если на сегодняшний день труженики тыла получают помощь из бюджетов субъектов Федерации, оттуда должны получать помощь и "дети войны".
Многие регионы уже пошли по этому пути. Решение о тех или иных формах поддержки "детей войны" приняли такие субъекты Федерации, как Пермский и Хабаровский края, Амурская, Астраханская, Белгородская, Вологодская, Волгоградская, Кемеровская, Новосибирская, Свердловская, Тверская, Тульская, Ульяновская области, Ханты-Мансийский, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Они установили разные меры исходя из численности "детей войны", реальной стоимости жизни в субъекте Федерации и финансовых возможностей региона. Наверное, этот путь является самым верным.