06.11.2013 19:39
    Поделиться

    Корреспонденты "РГ" оценили плюсы и минусы диспансеризации

    Всеобщая диспансеризация, как известно, стартовала в этом году. Уральский филиал "РГ" не мог остаться в стороне. Пройдя путь обычного пациента, журналисты "РГ" решили поделиться с читателями личным опытом.

    Дышите глубже

    Сразу признаюсь: по врачам ходить не люблю и стараюсь это делать только при крайней необходимости, так что распоряжение руководства восприняла, скорее, как творческую задачу.

    В районной поликлинике последний раз я была семь лет назад, поэтому вопрос: "Какой у вас участок?" - застал меня врасплох. Более того, выяснилось, что в регистратуре нет моей карты, а участковый врач оказался в отпуске. Таких пациентов, как я, регистраторы отправляли в кабинет доврачебного осмотра. В очереди всего четыре человека. "Хорошо, - подумала я. - Не придется сильно опаздывать на работу". Но не тут-то было. В этом кабинете не только принимали диспансерных пациентов, но и выписывали рецепты на льготные лекарства, причем так долго, что ожидание в коридоре растянулось на час. "Не нервничайте, это бессмысленно", - философски посоветовал пожилой сосед.

    Его фраза мне вспоминалась еще не раз: и когда фельдшер отправила меня назад в регистратуру оформлять диспансерную карту, и когда сотрудникам поликлиники не понравился мой "московский" полис ОМС. Видимо, не все медики в курсе, что обязаны принять человека с любым полисом ОМС, выданным на территории РФ.

    Не готово? Что ж такого…

    Со второй попытки кабинет доврачебного приема покорился. Мне вручили маршрутную карту диспансеризации, пачку направлений на анализы, ЭКГ, флюорографию и велели заполнить анкету. Помимо хронических и генетических заболеваний в семье, составителей анкеты, к примеру, интересовало, стыдно ли мне из-за того, что я пью. Большое количество повторяющихся вопросов показалось странным, но позже мне пояснили, что это сознательный психологический ход: всем хочется выглядеть лучше даже в глазах незнакомцев, однако профессионалы сразу понимают, насколько человек искренен.

    При прохождении процедур никаких проблем не возникло, очереди если и были, то небольшие (в поликлинику я пришла в конце лета). Удивила только разница в подходах: одни специалисты результаты обследования выдавали лично в руки, другие - терапевту на участок.

    31 августа я сдала маршрутную карту в кабинет доврачебного осмотра. Заключение пообещали подготовить через две недели. Сроки меня вполне устроили: начинался отпуск, мы с дочкой готовились к поездке на море. В поликлинике я появилась через три недели и с удивлением услышала, что заключение не готово. Более того, мне предстояло взять талон на прием к терапевту и прийти в указанный день, чтобы врач пояснил результаты обследования. Я сказала, что вполне обойдусь письменным документом, чем вызвала недоумение у медиков. Оказалось, что паспорта здоровья в этом учреждении еще никому не выписывали. В конце концов участковая медсестра пошла мне навстречу: выписала справку "Имярек здорова в пределах возрастной нормы".

    Узаконенный прогул

    Подведем итоги. В общей сложности походы в поликлинику заняли семь часов (пять дней по 1-1,5 часа плюс визиты за результатами). Средняя зарплата в Екатеринбурге - 33 457 рублей. При стандартной нагрузке получается около 199 рублей в час. Значит, отсутствие сотрудника работодателю обошлось примерно в 1000-1400 рублей. Вроде, немного, но если таких работников - половина офиса? К тому же "нормопотери" в осенне-зимний сезон будут явно выше, ведь время, проведенное в очередях, увеличится. При этом надо признать, что большинство огрехов, которые удалось заметить в ходе эксперимента, объясняются лишь нерациональной организацией труда.

    - Регламентирован только объем услуг на каждом этапе, а как конкретно вести прием пациентов, учреждения определяют сами исходя из кадровой обеспеченности, свободных площадей, загрузки лабораторий, - пояснили "РГ" в минздраве Свердловской области.

    - Люди не должны стоять в очереди в регистратуру за талонами. В кабинете медпрофилактики им обязаны выдать маршрутную карту и направления на анализы, помочь заполнить анкету, рассказать, где проходит обследование, - комментирует Андрей Попов, начальник отдела первичной и скорой медицинской помощи. - В лабораториях следует назначать по возможности специальное время для сбора анализов. И выделить часы приема по диспансеризации, вплоть до рабочих суббот, у терапевтов.

    Персональное приглашение

    Сейчас сотрудники министерства проводят проверки медучреждений, участвующих в диспансеризации.

    - Жалобы есть, конечно, но надо с пониманием относиться к перегруженности поликлиник. При нормативе 1700 жителей на участкового врача есть участки, где прикреплено почти 6 тысяч, - рассказывает Андрей Попов. - Лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) эту задачу решают: в некоторых уже открыли отдельные окна в регистратуре по диспансеризации. Думаю, со временем процесс войдет в нормальное русло.

    По словам эксперта, сложность нынешней кампании - в ее масштабах. Если раньше процедура диспансеризации касалась узкой группы лиц, например пациентов-хроников или занятых на вредных производствах, то сегодня цель стратегическая - путем анализов, утвержденных ВОЗ, оценить здоровье и выявить факторы риска у каждого человека. Это не разовая акция. Подразумевается, что диспансеризация станет постоянной, рутинной работой участковых врачей. Просто если в этом году обследуются люди 1992 года рождения и старше, то на следующий год придут 1993-го, потом 1994-го и т. д. При этом диспансеризация - вещь сугубо добровольная, никакого административного механизма не предполагает, в отличие от прошлых лет.

    - Мы прекрасно осознаем, что перевоспитание населения - дело не одного года, и на скорый успех не рассчитываем. Зато есть к чему стремиться: страны, которые реализовали подобную схему, увеличили продолжительность жизни населения в среднем на 20 лет,- рассуждает Андрей Попов.

    По словам сотрудников минздрава, для просвещения масс задействованы все ресурсы: листовки в почтовых ящиках, наглядная агитация на улицах, ролики по ТВ. У каждого участкового врача есть пофамильные списки людей, подлежащих обследованию. Его задача - позвонить и пригласить каждого либо отправить на дом медсестру с приглашением. Там, где это необходимо, организуют поездки граждан из отдаленных территорий в ЛПУ.

    Хождение по кругу

    В конце первого этапа диспансеризации моя история пошла по другому, в отличие от коллеги, сценарию. Оформив карту, ответив на более чем странные вопросы анкеты и сдав анализы, я решила: коли уж выбралась в больницу, надо пожаловаться на болячки не критические, но время от времени о себе напоминающие (то в ухе зазвенит, то поясницу потянет). Я вообразила, что терапевт тут же направит меня к профильным специалистам, которые принимают таких, как я, каким-то особым образом, например в определенные часы. Ан нет! Направление-то мне, конечно, выдали, но с ним я должна была пойти в регистратуру и там, проведя в общей очереди несколько нервных часов (начало осени резко повысило посещаемость поликлиник), получить талон к специалисту, перед кабинетом которого, очевидно, тоже не безлюдно. Признаюсь, именно это - общая очередь - охладило мой пыл: времени, бесцельно проведенного в тягостном ожидании, нестерпимо жаль. Я собралась было просто получить свою справку и отправиться восвояси. Но один из анализов потребовал уточнения, а значит, снова коридоры, очередь, снова общение с не самыми доброжелательными людьми в белых халатах. Вот здесь меня ждал единственный приятный сюрприз: в процедурном кабинете, почти закончившем работу, меня вдруг приняли без очереди. "А потому что это по диспансеризации!" - резко пресекла медсестра возражения посетителей, пояснив, что начальство велело диспансерных страдальцев перед дверью не мариновать. Почему другие специалисты не проинструктированы подобным образом? Рядовому пациенту получить ответ на этот вопрос затруднительно.

    На заметку

    • Диспансеризация для граждан бесплатна.

    • Работодатель обязан беспрепятственно отпускать сотрудников на обследование.

    • Диспансеризации подлежат люди старше 21 года, чей возраст кратен трем.

    • В Свердловской области в диспансеризации участвует 106 ЛПУ, в том числе 10 частных, оказывающих услуги в рамках ОМС.

    • Если вы хотите пройти диспансеризацию не там, где зарегистрированы, а там, где фактически живете, надо написать заявление с просьбой о прикреплении к конкретной поликлинике.

    • Первый этап диспансеризации включает в себя общий скрининг. На втором терапевт может назначить более глубокое обследование.

    • По итогам обследования участковый врач заполняет паспорт здоровья и отдает его пациенту. Маршрутная и амбулаторная карты, а также медицинское заключение остаются в поликлинике. Если терапевт отказывается выдавать вам паспорт здоровья, сообщите об этом главврачу ЛПУ или на "горячую линию" областного минздрава (343) 270-18-18.

    Поделиться