Вчера члены Комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству договорились о том, чтобы обратиться в Совет палаты с просьбой продлить срок представления поправок к законопроекту о новом порядке формирования Госдумы до 1 февраля 2014 года.
С инициативой вернуть на думские выборы смешанную систему, когда одна половина депутатского корпуса формируется из кандидатов партийных списков, а другая - из кандидатов, которые победили на выборах в одномандатных округах, выступил президент Владимир Путин. Сначала в своем декабрьском Послании 2012 года, а потом, представив 1 марта 2013 года Госдуме законопроект. Депутаты идею, которая уже зрела и в самой нижней палате парламента, поддержали. 16 апреля 2013 года законопроект был принят в первом чтении. Большинство думцев увидели, что инициатива открывает большие возможности для увеличения представительства избирателей. Ожидалось и скорое второе чтение. Но в обществе развернулась бурная дискуссия по поводу нового подхода к распределению думских мандатов. Партии забеспокоились, что у депутатов, лишенных партийного догляда, будет меньше ответственности перед избирателями. Или в Думу придут непрофессионалы. Или - что еще хуже - депутатский мандат достанется тем, за кем будут "большие деньги".
Трижды отодвигался срок внесения поправок в законопроект - последний закончился 1 ноября. Но споры по поводу этого законопроекта продолжались. Согласия по принципиальным нормам законопроекта среди участников политического процесса все никак не удавалось найти.
"До настоящего времени - это известно по всем мероприятиям, которые проводятся в Государственной Думе, продолжаются консультации политических партий, активных участников политического процесса, связанные и с оценкой состоявшихся выборов, и с оценкой принятых законов Государственной Думой, в частности, законов, которые касаются возможного изменения партийного представительства в муниципальных образованиях", - отметил на вчерашнем заседании комитета его председатель Владимир Плигин, назвав новый конечный срок предоставления поправок ко второму чтению законопроекта - 1 февраля будущего года. Это "достаточный срок", чтобы наконец определиться, по каким правилам должны проходить выборы.
По поводу законопроекта оппозиции, который предлагал перенести единый день голосования на первое воскресенье ноября, решение было принято без споров - оставить нынешнюю дату, второе воскресенье сентября. Даже сами оппозиционеры увидели в ней преимущество: не надо ломать голову, где найти помещение для встречи с избирателями. Вполне подойдет и двор, и площадь - в это время года тепло. Не стали члены комитета разрешать подросткам участвовать в агитационной работе на выборах. Хотя депутат КПРФ Вадим Соловьев убеждал, что это будет всем на пользу: "Вместо того чтобы бесцельно шататься по улице, пусть молодежь приобщается к классовой борьбе".
На заседании профильного комитета была определена дата первого чтения президентского законопроекта с поправками в Конституцию РФ об объединении Верховного и Высшего арбитражного судов РФ - 12 ноября.
Владимир Плигин не исключил, что текст этого документа при прохождении через Думу может быть подвергнут "определенной, небольшой редакции". Однако напомнил при этом, что предложения о поправках в него могут вносить согласно Конституции только президент РФ, Совет Федерации, Госдума, правительство РФ, заксобрания российских регионов, а также группа депутатов или сенаторов числом не менее одной пятой членов палаты.
Депутаты на заседании комитета заспорили, зачем вообще нужно объединять суды. Поскольку - и Плигин это подтвердил - "и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды функционируют достаточно успешно, и в целом ряде случаев они дополняют друг друга". Коммунист Вадим Соловьев признался, что от самого слова "реформа" у него "дрожь в руках", и он опасается, что от объединения Верховного и Высшего арбитражного судов, а также предполагаемого переезда высшей судебной инстанции в Санкт-Петербург станет хуже: и качество судейства пострадает, и деньги потратятся. Владимир Плигин объяснил, что делается это для единообразия судебных решений. Сейчас и Верховный суд, и Высший арбитражный одновременно могут рассматривать очень похожие гражданские дела и руководствоваться одними и теми же нормами законодательства. Но позиции по одним и тем же правовым ситуациям, по словам Плигина, могут различаться, что наблюдалось по целому ряду дел. С принятием поправок к Конституции и дальнейшей доработки законодательства Верховный суд будет служить инстанцией, которая станет рассматривать и те дела, которые в настоящее время находятся в компетенции Высшего арбитражного суда. Таким образом будет выстроен единый центр правоприминения, произойдет унификация судебной практики, убежден глава комитета. Вопрос об оъединении самих систем, подчеркнул он, не ставится. И суды общей юрисдикции, и арбитражные суды останутся.
В президентском законопроекте в несколько ином порядке решаются вопросы, касающиеся деятельности Прокуратуры РФ. На конституционный уровень выносится порядок назначения на должности заместителей Генпрокурора РФ, освобождения их от должностей. С принятием этой инициативы предполагается внесение изменений в общей сложности в 28 действующих законов.