Следующие один за другим раунды консультаций в основном сводятся к двум вопросам - будет ли сирийская оппозиция на "Женеве-2" говорить "одним голосом" и способны ли противники Дамаска из числа светских оппозиционеров контролировать воюющих против режима Башара Асада радикальных исламистов. Похоже, что ответ на оба эти вопроса - отрицательный.
Как объяснил принимавший участие в трехсторонних переговорах Россия-США-ООН по сирийской проблематике заместитель министра иностранных дел России Геннадий Гатилов, "мы почувствовали, что у американцев нет достаточных рычагов, которые бы позволили консолидировать сирийскую оппозицию".
Провальными с точки зрения будущего сирийского урегулирования выглядят итоги переговоров в Саудовской Аравии главы госдепартамента США Джона Керри. В Эр-Рияде от него потребовали не поддерживать российскую инициативу об участии Ирана в женевской конференции, увеличить объем поставок оружия сирийской оппозиции и признать нелегитимным режим Асада. В противном случае монархия угрожала пересмотреть отношения с Белым домом. Буквально на следующий день после поездки Керри в американских СМИ появилась сенсационная информация: якобы Вашингтон серьезно сомневается по поводу достоверности сведений о химическом арсенале, предоставленных официальным Дамаском. Чем не повод для применения силы в отношении Сирии? Правда постпред США при ООН Саманта Пауэр оказалась более дипломатичной. Она объяснила, что речь не идет о конкретных фактах - США беспокоит "неясность во многих вопросах и множество нарушенных режимом Асада обещаний в контексте нынешней войны". Иными словами, точных данных о том, что Сирия спрятала часть арсеналов от инспекторов ООН, у американской стороны нет, но скептицизм остается. В рамках химического разоружения Дамаск задекларировал 41 объект: 30 предприятий по производству и хранению химоружия, 8 передвижных заправочных станций и 3 вспомогательных сооружения. На проверенных объектах содержится тысяча тонн химических веществ, около 300 тонн снаряженных боеприпасов и 1200 тонн незаполненных носителей.
В то время, как монархии Персидского залива пытаются устранить с дипломатического поля своих главных конкурентов в Сирии - иранцев, представители Тегерана, напротив, дали понять, что без участия их страны проведение "Женевы-2" теряет смысл. В интервью французскому телеканалу France 24 глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф утверждал, что иранские военные советники и добровольцы, которые сражаются на стороне Асада вместе с ливанскими шиитами, могут уйти из Сирии. Но они сделают это только в том случае, если охваченную гражданским конфликтом страну покинут иностранные суннитские боевики-исламисты, получающие средства из Саудовской Аравии и Катара.
Москва выступает за активное привлечение к диалогу по Сирии иранских переговорщиков. Но, как сообщил замминистра РФ Геннадий Гатилов, против российской инициативы выступил Вашингтон, а также спецпредставитель ООН и Лиги арабских государств по Сирии Лахдар Брахими. В конце недели в Стамбуле руководству Национальной коалиции сирийской оппозиции предстоит определиться со своим участием в мирных переговорах в Женеве. Противники Асада не получили гарантий, что в ходе женевской конференции будет объявлено об уходе президента Сирии в отставку. Но на этом решении настаивает главный спонсор оппозиционеров - Саудовская Аравия. В Эр-Рияде хотят, чтобы новая конференция в Женеве "лишила президента Сирии какой-либо роли в переходном процессе" и отказываются обсуждать иные варианты урегулирования сирийского конфликта.
Со своей стороны, Москва вновь подтвердила готовность официального Дамаска прислать в Женеву полномочную делегацию. Как заявил министр иностранных дел Сергей Лавров, "необходимо раз и навсегда отказаться от иллюзий относительно возможности разрубить сирийский узел при помощи внешней интервенции". Российская делегация рассчитывает, что этот подход найдет отражение в итоговом коммюнике на "Женеве-2", если она состоится. А "утраченные" Саудовской Аравией иллюзии, что ей удастся чужими руками свергнуть режим Башара Асада и привести к власти в Сирии правительство единоверцев-суннитов, не помешают международному сообществу подготовить взвешенную "дорожную карту" по урегулированию сирийского противостояния.
Свою версию развития событий в Сирии представили аналитики европейских спецслужб. По форме это - закрытый доклад, составленный на основе первого проведенного брифинга по террористическим угрозам. Доклад с пометкой "только для служебного пользования" не стал и вряд ли станет достоянием общественности. Ознакомиться с ним пока смогли лишь депутаты немецкого Бундестага, европейских структур, европейские дипломаты и сотрудники EAD (Europaeischer Auswaertiger Dienst) - фактически МИДа Евросоюза. Если коротко, то европейские разведслужбы видят угрозы для Европы не столько в режиме Башара Асада, сколько в тех, кто с ним воюет. Выводы на брифинге сделаны на основе выкладок представленных сотрудниками INTCEN (Intelligence Analyse Center). Это - мозговой центр разведывательного характера для Евросоюза. В пункте 1 главы 2 доклада сообщается, что: "INTCEN определил количество бойцов террористической группировки Dschabhat al-Nusra примерно в 5-7 тысяч человек (из общего количества 10 тысяч джихадистов, сражающихся в Сирии)". И далее делается вывод, что "все они представляют прямую угрозу для Европы, с точки зрения возвращения их с войны в Европу". В том же пункте представлена статистика. По мнению европейского разведсообщества сирийский конфликт уже унес 100 тысяч жизней. Основной вывод доклада звучит так: "Сирия может стать первым исламским халифатом". Это тем более удивительно, учитывая, что европейский разведцентр возглавляет старый британский "дипломат" Уильям Шапкотт ( William Shapcott), который не может не знать, что правительство туманного Альбиона однозначно поддерживает вооруженных мятежников на территории Сирии.
Подготовил Тимофей Борисов