О секвестре бюджета говорить сейчас неправильно, считает Голикова. Разговор об этом зашел не случайно. Последние дни эксперты только и говорят, что о новом трехлетнем бюджете страны. Например, что на следующий год он весьма рискован по доходной части, что, возможно, этих средств собрать не удастся и тогда придется идти на секвестр.
Как вы относитесь к этим опасениям, насколько это вероятно, что делать?
Голикова: Действительно, по доходам и по источникам финансирования дефицита есть риски.
Они есть по исполнению таких доходов, как налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, товары, работы и услуги, которые производят на территории Российской Федерации.
Это не просто более медленные темпы развития экономики, но и изменения налогового законодательства, которые были приняты и привели к тому, что по таким ключевым налогам, как налог на прибыль, НДС образовались недопоступления и в 2013 году. Это может случиться и в 2014 году.
Я упомянула источники финансирования дефицита бюджета не случайно, тому свидетельство - 2013 год. На мой взгляд, Министерство финансов достаточно серьезно завысило объемы привлечения на внутреннем рынке. Но по итогам девяти месяцев 2013 года они свою позицию скорректировали.
В 2014 году Минфин также запланировал большой объем привлечения на внутреннем рынке, и достаточно приличный объем по приватизации - 196 с небольшим миллиардов рублей. Мне представляется, что, исходя из того перечня компаний, которые правительство перечислило как возможный пакет к продаже, многое будет весьма проблематично исполнить.
Но я бы сейчас не стала говорить о секвестре, это было бы неправильно. Нет у нас таких условий сейчас, чтобы секвестрировать расходы. Я бы сказала о другом: правительство уже в этом году предусмотрело себе возможность до 200 миллиардов рублей использовать средства Резервного фонда. Это страховка по поступлению доходов до конца года. Но, может быть, это и не потребуется, если с доходами все будет благополучно в рамках тех объемов, которые они запланировали на четвертый квартал 2013 года.
Что касается 2014 года, то прямой защитой от секвестра является Резервный фонд, собственно, он для этого и предназначен. Но сейчас говорить о том, что это так необходимо в первом квартале, первом полугодии, не стоит. Хотя бы только потому, что уровень бюджетной дисциплины оставляет желать лучшего в силу того, что многие главные распределители средств начинают основное расходование лишь только во втором полугодии.
Наших читателей волнует еще и собственный карман, то есть социальные расходы. Если у семьи падают доходы, то хозяйка либо перераспределяет расходы, либо сокращает их, иногда делает и то, и другое. Кто реально должен приготовиться к тому, что пояс придется затянуть?
Голикова: Бюджет 2014 года принято называть достаточно жестким по параметрам. Но мы забыли, какие у нас на самом деле были жесткие бюджеты еще некоторое время назад. Их расходная часть была намного жестче.
Вообще экономия и перераспределение не всегда начинается от плохой жизни, но и от не очень эффективного управления ресурсами.
Что касается социальных расходов, то здесь беспокоиться в 2014 году не о чем, потому что эта категория по законодательству отнесена к так называемым публичным нормативным обязательствам, которые на 100 процентов обеспечиваются в бюджете и финансируются при любых обстоятельствах.
Бюджет 2014 года полностью обеспечивает существующие обязательства, он их не просто обеспечивает, а также индексирует их в соответствии с уровнем инфляции, который зафиксирован в прогнозе и в первой статье закона "О бюджете".
Полный текст "Делового завтрака" с Татьяной Голиковой читайте в ближайшем номере "РГ".