МасDougall's покажет предаукционную выставку в Москве

Накануне предстоящих торгов в Лондоне аукционный дом MacDougall's, который специализируется на русском искусстве, показывает в Москве выставку "Мир глазами русских художников".

9 и 10 ноября в представительстве аукционного дома (Ермолаевский переулок, 25) можно увидеть более двадцати работ, в том числе монохромную рельефную живопись Павла Челищева 1927 года, пейзажи Константина Коровина и Николая Рериха, Алексея Саврасова, Константина Юона, портреты кисти Константина Сомова, Исаака Бродского, Аркадия Пластова... Но, пожалуй, больше всего внимания привлекут полотна Леонида Чупятова и Леона Бакста.

Работа "Ангелы" (1922) не может не заинтересовать тех, кто успел увидеть первую персональную выставку Чупятова в галерее "Наши художники". Она продолжает ряд мистических картин художника. Перед нами, по-видимому, вариация на тему Страшного суда, но решенная в контрастных синих и красных тонах. Всполохи красных крыльев небесного посланца рассекают синеву неба, создавая образ вселенской драмы. Ниже, ближе к зимней земле, другой небесный воитель поднимает из гробов двух человек с нимбами вокруг голов. Между заснеженной землей и вихрями небесного огня - абрис храма. Его купол создан мгновенным движением кисти, превращающем золото купола в пламя, церковь - в свечу. Учитывая, что архив и мастерская Чупятова, как и он, погибли во время блокады, появление этой работы на рынке - событие. Эстимейт "Ангелов" - 800 000 - 1 600 000 британских фунтов.

Эстимейт живописной работы Бакста "Купальщики на Лидо" (1909) колеблется между 500 000 и 700 000 фунтов. Написанная в 1909 в Венеции, когда после успеха первого из Русских балетных сезонов в Париже Дягилев приглашает Нижинского и Бакста в Италию. В Венеции к тому времени уже были Вера и Михаил Фокины, Айседора Дункан с семьей... Бакст, вечный поклонник античности, увлечен идеей написать "большую картину" на тему Древней Греции. С другой стороны, он, как сам пишет, "утонул в красках и о графике и слышать не хочу". И - "я окончательно перелез в ярчайшую гамму тонов". Последнее - похоже, не только под влиянием пестроты Лидо, но и французов - Матисса и фовистов. В результате Древняя Греция получалась с отчетливым французским акцентом, но - с Вацлавом Нижинским то в роли Антиноя, то - в паре с кем-то - в образе знаменитого "тираноборца". Копии парной скульптуры (V в. до н.э.) были в начале ХХ века очень популярны. И - между прочим, этот античный образ использовала и Вера Мухина, трансформировав его в победный шаг "Рабочего и колхозницы". Так что, при взгляде на купальщиков Бакста в какой-то момент чудится, что русские танцовщики изображают не древнегреческих героев, а шаг победивших героев из советского будущего.

Картину на тему Древней Греции Бакст в итоге не написал, зато результатом его стоической работы на раскаленном пляже Лидо стали три картины. "Портрет Нижинского", где танцовщик стоит, изображая Антиноя, находится в собрании МоМА в Нью-Йорке. "Купальщики на Лидо" - в собрании Фонда Роберта Тобина. А третье полотно как раз представлено в Москве на предаукционной выставке МасDougall's. Оно происходит из собрания племянницы Бакста. В 1975 году они впервые было продано на Sotheby's. И вот теперь появилось снова.