Я так волновался, что перепутал время и приехал на Казанский аж за полтора часа до отправления. Поезд в последний раз натирали швабрами - до второго этажа иначе не дотянуться. Начальник лично контролировал процесс. Придирался к каждому пятнышку. Я кинулся к своему первому вагону. Проводница в спортивном костюме мыла пол.
- Куда? Тут все мокро!
- Да мне только вещи положить, я журналист.
- Все журналисты едут в вагоне-ресторане до Рязани.
- А я еще и пассажир. Вот билет до Сочи.
Света (так звали проводницу) проводила меня на второй этаж. Место 90. Верхняя полка. Я специально выбрал в кассе такую плацкарту. Выше только высоковольтные провода.
- А что, вагон 112 человек вмещает, судя по нумерации?
- Да нет. 64 спальных места. С 1-го по 32-е - первый этаж. А здесь места начинаются с 81-го. Это чтобы пассажиры знали, на какой этаж билет брать.
Отправление
Тем временем перрон озарился лазерной подсветкой. Грянул духовой оркестр. Пассажиры прибывшего поезда Чебоксары - Москва на соседнем перроне замерли, побросав свои баулы. Не каждый день так поезда провожают. Народ неустанно фотографировался на фоне необычных вагонов. Через окна было хорошо видно, как рассаживаются в купе первые пассажиры. Чистенько, светло. На столе ланч-боксы, как в самолете, свежая пресса. Сравнение с самолетом на этом не заканчивается. Места для багажа тоже как в авиации. Только под нижними полками. Что делать - иначе два этажа ни в какой тоннель не въедут.
- Есть ли различия в отправлении двухэтажных вагонов? - спрашиваю начальника Казанского вокзала Сергея Донецкого.
- Никаких! Состав тянет обычный локомотив. Платформы переделывать не надо. Пассажиров берет больше почти в два раза. В этом уникальность состава.
Добавлю, что билеты на треть дешевле. Я свой купил за 3206 рублей 50 копеек. Против 4,5 тысячи в обычный вагон. Тамбур здесь один. Возле купе проводников. С другой стороны три биотуалета и четыре мусорных контейнера по количеству видов мусора. А между ними два купейных этажа. На второй ведет лестница углом. Чтобы не дай бог никого горячим чаем не ошпарили, установлено панорамное зеркало, как у водителей. Ступеньки в темноте светятся и отделаны резиной. Детям такая компоновка нравится. Всю дорогу бегали как угорелые кругами по этажам. Переходы в соседние вагоны герметизированы - шуму меньше. Двери автоматические. Удобно, практично, современно. В составе применены новые беззазорные сцепные устройства, что тоже уменьшает шум. Электропитание централизованное от локомотива. Теперь на остановках свет не тухнет. Во всех вагонах только светодиодные светильники. И бесплатный Wi-Fi. Тормоза с противоюзовым устройством компании KNORR - BREMSE. Вагоны оборудованы двумя установками кондиционирования и отопления воздуха, что позволяет постоянно поддерживать комфортный микроклимат. Все это я прочел в рекламной брошюрке, лежащей на столе.
Куда лыжи девать?
Как-то незаметно мы тронулись. Защелкали вспышки моих коллег на перроне. Ощущения от движения обычные. Все так же, как и в одноэтажном вагоне. Только потолок в купе чуть низковат. Да потолочные скосы по углам. Окна от этого на втором этаже установлены ниже. Очень удобно для детей. Взрослым, чтобы прочитать название станции, приходилось наклоняться. А вот коридор мне показался шире. Впервые мне не приходилось протискиваться, чтобы сходить за чаем.
Иду в вагон-ресторан. Там аккредитованные на поездку до Рязани журналисты сидят на пресс-конференции вице-президента ОАО "РЖД" Михаила Акулова. Наверху обеденный зал на 50 мест (в обычных вагонах 24). Внизу бар и кухонный комплекс. Их сообщает два лифта - для блюд и для грязной посуды. Везде нержавейка, зеркала, чистые скатерти и вазочки с цветами. Михаил Акулов рассказал, что именно этот маршрут будет перевозить гостей Олимпиады. Сейчас состав едет до Сочи 24,5 часа. А с 3 декабря поедет на целый час меньше. Пожалуй, это самый быстрый из дальних поездов на южном направлении. Да и после Олимпиады маршрут будет востребован. В зимний сезон поедут горнолыжники. Летом курортники. И тут я задал не совсем подходящий вопрос для торжественной обстановки.
- А куда лыжи девать? В купе нет места. Может, багажный вагон прицепить?
Вице-президент не растерялся:
- Багажного вагона не будет. Будет багажное купе. Там лыжи и поедут. А летом в эти купе будут продаваться обычные билеты.
В Рязани вся журналистская ватага вышла. А я остался испытывать двухэтажную новинку.
Поезд для некурящих
Подъехали к какому-то двухминутному полустанку. По вагону раздался топот. Я думал, эвакуация. Оказалось, это курильщики со всего поезда бегут насладиться дымом. Проводник пытался возражать. Дескать, всего две минуты... Какой там! Его просто смели с пути и защелкали вовсе не олимпийскими зажигалками. Оказалось, что в новом поезде курить совсем нельзя. Даже в туалетах установлены газоанализаторы. А остановок всего 10. Причем половина из них ночью. По составу ходит наряд полиции и следит за порядком. Кроме того, все вагоны оборудованы системой видеонаблюдения. Я был свидетелем, как с поезда ссадили не совсем трезвого пассажира. Он под видом опаздывающего журналиста коварно зацепился за подножку, когда поезд уже тронулся. Чудом его втащили в вагон, дабы не рисковать жизнью. Разобрались: просто пьяный зевака, переполненный чувством восторга перед техническим прогрессом, решил "на шару" прокатиться. Можно сказать, первый двухэтажный заяц. В Рязани его сдали на руки линейной полиции. Вот так приключение! Суток на пять.
Мы проезжали разъезды и полустанки, переезды и станции. И везде наш поезд фотографировали на телефоны и "мыльницы". Приятно чувствовать себя "звездой". Попытался настроить Wi-Fi. Настроил. Но Интернета не было. Оказалось, Wi-Fi здесь берет сигнал с обычной телефонной "симки". А она то работает, то нет. Поезд-то идет! Спутниковую тарелку в вагоне просто не разместить. Но в следующей модификации вагона разработчики обещали установить тарелку.
Близился час обеда. В воздухе запахло вареными яйцами и колбаской. Выстроилась очередь к проводнику. За кипятком. Открою тайну, которую так и не смогли обнаружить мои коллеги. На весь двухэтажный вагон в служебном купе установлен один трехлитровый термопот. Кипяток заканчивался еще до закипания. Места привычному титану в новом вагоне не нашлось. Экономия пространства. Надеюсь, железнодорожники справятся с этой проблемой. А то что еще делать в дальней дороге, как не чаи гонять?
Курорт
До вагона-ресторана пять тамбуров. Автоматические двери работали с электронным писком. Дескать, опасная зона. Внутри герметичного тамбура кнопка вызова проводника. Это если автоматика не сработает и пассажир застрянет между вагонами. Навстречу мне попались ребята с отвертками и в рабочих робах. Это специальная бригада ремонтников и наладчиков. Первый рейс все-таки.
Меню ресторана меня удивило гуманностью цен. Комплексный обед из 3 блюд всего 350 рублей. В обычном вагоне-ресторане меньше чем за 500 не пообедаешь. А вот цены на спиртное повышенные. 50 граммов - 300 рублей.
Я вернулся в купе и достал фотоаппарат. Хотел поснимать, но оптика запотела. Соседи сидели в майках. С них лился пот. Тропики!
Иду к проводнице на первый этаж. Там приятная прохлада.
- Ну сделайте температуру на втором этаже покомфортнее!
- Да я уже делала, так соседи жалуются, что им дует.
Короче, весь вечер шла война между первым и вторым этажами. Температура то повышалась, то понижалась. Бедная Света чуть ли не в слезах пришла к нам в купе и призналась, что она не знает, как эту автоматику регулировать. Что они всей бригадой не спали трое суток, чтобы как следует выполнить этот рейс. И чтобы мы, пассажиры, простили экипаж за мелкие недочеты. Мы, конечно, простили. А вскоре наступила ночь и температура сама собой упала. Мне даже плед понадобился.
А утром было море. Оно плескалось чуть ли не у самой железнодорожной насыпи. Со второго этажа вид был исключительный. Кусты и деревья не заслоняли величественную панораму. Рыбаки на пирсах, физкультурники на набережной, шашлычники, колющие дрова для мангалов. И пальмы, пальмы. Курорт!
На утренний туалет очереди почти не было. Три биокабинки реально выручали. Чисто, быстро и не надо ждать окончания санитарных зон.
Показалась платформа сочинского вокзала. В тамбуре пришлось потолкаться. Сразу два потока с каждого этажа с чемоданами и в одну дверь. Опять пассажиры фотографировались с первым двухэтажным вагоном на память. Я тоже не выдержал и попросил попутчика щелкнуть меня на фоне олимпийского экспресса. Как-никак сбылась мечта детства. Я проехался в двухэтажном поезде. Мелкие недоделки наверняка устранят уже на следующем рейсе. И титан установят. И Света разберется с отоплением. Так что счастливого пути!