- Мы любим обряды показывать. Расспросили как-то бабушек, что на праздники у нас в селе положено делать было, а теперь с женщинами (ансамбль "Сударушка") или школьниками ("Тополек") выступаем: то у себя в селе, то в райцентре - в Лисках. На Яблочный спас с обрядовой песней "Подушечка" ездили туда, а есть еще "Покров-батюшка", "Кузьминки", "посиделки на Ефрема Сирина", обычай кумиться на Троицу - гостья хозяйке-куме венок на шею надевает, та ей в ответ крестик свой… - рассказала художественный руководитель Дома культуры Ирина Бабанина.
В ДК восстановили с десяток обрядов и около 40 исконных песен. Кассеты с записями преподнесли в дар областному центру народного творчества и районному краеведческому музею, а сами традицию передают из уст в уста. "Тополек" равняется на "Сосенку" - фольклорную группу старожилов села.
- Обычно на Троицу на лугу гуляли, вянки вязали. И обязательно яичницу жарили. В чугунок водички подлил (или молока - как дадут), яичко разбил… - объяснила солистка коллектива Нина Михайловна Портных. - Кусты всягда домой несли, поувешаем дом кустами! До сих пор все хочется внесть хоть два-три кустика и травку кинуть. Ну, а поем мы тут все, сколько себя помним.
У бабушек история простая: как родилась, так и пою. Работы-то много было: Нина Михайловна в колхозе трудилась, Мария Корнеевна Белякова - на железной дороге и МТФ, однофамилица ее Ольга Терентьевна - в детсаду, Клавдия Павловна Мешалкина - на Новочеркасском электровозостроительном заводе, Галина Васильевна Борисова - на почте, Валентина Петровна Калюжная - на грозненском радиозаводе… А вспоминаются все больше спевки и конкурсы творческие.
Самая внушительная коллекция дипломов и грамот - у Марии Васильевны Юриной. Она и в Новочеркасске, где трудилась, на сцене блистала, и на гастролях тамошнего ансамбля в Болгарии и Польше, и на всесоюзном фестивале, и на областных смотрах.
- Когда маленькая была, помню, гуляли вдоль реки с братиком, коренья рвали - голод же был после войны. Услыхала, как дядя Вася поет (он в Воронежском народном хоре служил), и тоже давай: "Стоит гора высокая, а пид горою гай сырай…" Он и посоветовал мне на прослушивание съездить. Мама повезла меня, Массалитинов одобрил, но сказал подучиться еще - в седьмом классе я была - лет до 19-20. Ну, а там я уж замуж вышла, - вспомнила Мария Васильевна. - Поступила в Бобровское культпросветучилище, да муж говорит - или я, или учеба. Кончилось мое образование.
"Сине моречко глубоко, не достанешь в море дна", - затянули женщины. Сочное южнорусское пение, алые фартуки с оборками, натруженные руки, во взгляде покой и лукавство - ну, слушай, как мы живем!.. "Не о том я, мама плачу, что чужая сторона, а о том я, мама, плачу - нету счастья у меня!"
- Все народные песни у нас тягучие и печальные, потому что в селе была очень тяжелая жизнь, - подчеркнула участница ансамбля и бывший худрук ДК Галина Шевченко. - С XVII века тут селили ссыльных. Озер не было, надо было воду искать и рыть колодцы - копанки. Из поколения в поколение вот эти страдания поются. Предлагали мы нашим бабушкам, той же Анне Ивановне Ястребовой, корифею хора: давайте повеселее что-нибудь! Нет и нет, "мы так весело не поем!"
Сейчас в репертуаре копанищевских ансамблей есть, конечно, и игровые, и задорные песни - под компьютерную "минусовку", потому что баян стоит, а баяниста не сыскать.
- Дом культуры - центр притяжения у нас, - добавила директор ДК Ирина Житных. - 31 декабря спектакль для взрослых до половины двенадцатого шел - кругом машины припаркованы, зал битком, тишина невероятная! Людям интересно друг с другом.
P. S.
В одном из предыдущих номеров "РГ" по не зависящим от редакции причинам была опубликована неверная информация о вкладе 20 семей переселенцев из Чеченской республики в благоустройство села Копанище. Новое здание ДК и водопровод на одной из улиц были построены благодаря спонсорской помощи. Восстановить старинную церковь нет финансовой возможности. Ведется сбор средств на новый храм.