07.11.2013 03:28
    Поделиться

    Во сколько обходятся похороны в дальневосточных регионах

    Похоронный бизнес - один из самых "закрытых", а объем теневых сделок в нем значителен. Между тем деньги здесь заняты немалые. В особенностях дальневосточного рынка ритуальных услуг разбирались корреспонденты "РГ".

    Спасли от голодной смерти

    В Якутии ритуальный бизнес внешне являет собой тихую гавань. Как и всюду, здесь действуют законы конкуренции, случаются конфликты, предпринимаются попытки передела сфер влияния, но участники внутрикорпоративных разбирательств стараются не выносить сор из избы. Неписаная конвенция была нарушена лишь однажды.

    Весной прошлого года жителей Якутска, приехавших на Маганское кладбище в родительский день, у входа встречал лично директор МУП "Ритуал" Сергей Попович. В руках он держал плакат, из которого следовало: руководитель предприятия объявил бессрочную голодовку в знак протеста против своего незаконного увольнения. Корреспонденту "РГ" он пояснил, что будет не только голодать, но и оспаривать в суде действия нового руководства департамента имущественных отношений мэрии, решившего "поставить на кладбище своего человека".

    Голодал Сергей Попович прямо на погосте целый месяц - вплоть до того момента, когда городской суд признал увольнение незаконным. Похудевшего на 19 килограммов директора восстановили в должности, и сейчас он продолжает возглавлять "Ритуал". Но хотя на похоронном фронте вновь воцарилась тишина, якутяне на примере этого скандала смогли понять, какие нешуточные страсти здесь кипят и какие серьезные крутятся деньги.

    Согласно распоряжению мэрии Якутска, предельная стоимость гарантированного перечня ритуальных услуг на 2013 год летом составляет 9057 рублей, а зимой повышается до 14347 рублей. Разница вызвана тем, что зимой земля промерзает и копать ее в эту пору значительно труднее и дороже.

    Гарантированный перечень позволяет похоронить человека лишь по самому скромному разряду - даже без венков. Но такое случается крайне редко, и на практике скорбные затраты выливаются в совсем иные суммы - примерно 60 тысяч рублей летом и около 70 зимой при официально заявленной властями средней зарплате в 40 тысяч.

    Ритуальный рынок в Якутии весьма ограничен, новичку пробиться в него сложно. Тем не менее такие попытки предпринимаются, в том числе при поддержке государства. К примеру, весной нынешнего года в селе Майя открылся первый социальный бизнес-инкубатор для людей с ограниченными возможностями. Как сообщили в министерстве труда и социального развития республики, одним из первых его резидентов стал индивидуальный предприниматель, решивший развивать ритуальные услуги.

    Погребальный минимум

    В Благовещенске погребальным делом занимается муниципальное предприятие-монополист. В других городах и районах траурными мероприятиями в основном ведают частные структуры.

    - Согласно закону о похоронном деле муниципалитет обязан обеспечить минимальный перечень ритуальных услуг для безродных и малоимущих категорий граждан, - говорит мэр города Свободного Роберт Каминский.

    Ритуальный минимум, в который входит подготовка могилы, гроб, доставка тела и его погребение, обходится в среднем в семь тысяч рублей. Эти деньги похоронным конторам возмещают за счет средств регионального министерства соцзащиты и Фонда обязательного социального страхования.

    В областном центре Приамурья стоимость бюджетных похорон "под ключ" и поминального обеда на два десятка человек обойдется в среднем в 50 тысяч рублей. В районах эта цифра меньше: 25-30 тысяч.

    В Южно-Сахалинске мэрия передала бизнесу все полномочия по обеспечению работ муниципальных кладбищ и предоставлению участков земли для погребения

    В похоронной сфере случаются и резонансные происшествия. В прошлом году в Тынде медведи разрыли несколько могил умерших граждан, которых погребли за казенный счет. Выяснилось, что весной эти захоронения стали источать запах, который и привлек зверей. Прокурорская проверка показала, что несчастных закопали на глубину не более 50 сантиметров.

    Кладбище местного самоуправления

    Летом этого года южно-сахалинские компании, связанные с ритуальными услугами, заявили, что с них стали требовать деньги за въезд транспорта с памятниками на городское кладбище. Такого в области не было никогда. Предприниматели и родственники умерших негодовали: получалось, что теперь им каждый раз надо было раскошеливаться на две тысячи рублей за легковой, и на 2,5 тысячи за грузовой автомобиль или тащить памятники на себе. Учитывая то, что похороны в Южно-Сахалинске - услуга не из дешевых (по самым непритязательным запросам обходится она в 30-40 тысяч рублей, а если говорить о мероприятии "под ключ", с поминками и приличным памятником, то и все 120-130 тысяч), такое дополнительное "обременение" никого не порадовало. В итоге вопросом занялась прокуратура и выявила массу интересных подробностей.

    Оказалось, что муниципальные власти заключили в конце 2012 года контракт на обслуживание территории городского кладбища в Южно-Сахалинске с частной компанией. Она должна была осуществлять на кладбищенских комплексах сбор и вывоз бытового мусора, выкашивать траву и вырубать кустарники вдоль обочин дорог и внутриквартальных проездов, выполнять иные работы.

    Но, как сообщили "РГ" в региональной прокуратуре, городские чиновники передали бизнесу еще и полномочия по обеспечению работ муниципальных общественных кладбищ, подготовке мест погребений, определению сектора, квартала, места захоронения, предоставлению участка земли для погребения. Фактически, подчеркивают в ведомстве, в нарушение федерального законодательства мэрия наделила частную структуру функциями органа местного самоуправления.

    Результат не заставил себя ждать. На кладбище компания почувствовала себя полновластным хозяином и принялась распоряжаться вверенной ей собственностью. В частности, стала требовать плату за проезд на территорию кладбища транспортных средств организаций, занимающихся обустройством мест захоронений.

    Набирающий обороты скандал городские власти постарались как можно быстрее замять, а городская дума оперативно уточнила список видов транспорта, которому разрешен въезд на территорию кладбищ.

    Непривлекательная сфера

    В Хабаровском крае насчитывается 306 кладбищ, 25 из них закрыты. Впрочем, отличить недействующие от действующих порой крайне сложно: большинство последних запущено и забыто. Лужи по колено, кучи мусора, вывороченные памятники, нет ни дорожек, ни указателей, ни зеленых насаждений, которые смягчали бы и так безрадостный пейзаж. Могилы весной утопают в воде - нет системы дренирования.

    При этом погосты разрастаются, а значит, требуют все больше внимания, времени, работы и денег. Сегодня забота о состоянии кладбищ и подъездных путей к ним практически полностью перекинута на местную власть, которая в силу финансовых затруднений справиться с этой обязанностью не может (крупные города - Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре - в счет не идут).

    - Мы не получаем никаких дотаций на содержание кладбищ, считается, что это только наше дело и наша ответственность. Работа между тем здесь серьезная: постоянная уборка, пригляд за могилами, вывоз мусора, благоустройство. Особая статья - строительные и земельные работы: дренирование, отсыпка, ремонт полотна подъездных дорог. Сейчас мы уговариваем односельчан делать это за полцены или бесплатно, но кто согласится так работать постоянно, да еще для кладбища? - рассказывает Наталья Католик, заместитель главы администрации Ракитнинского поселения в Хабаровском районе.

    В отдаленных территориях проблемы еще более серьезные.

    - У нас оказалось невозможно найти по конкурсу предпринимателей, которые захотели бы заняться ремонтом и благоустройством кладбищ, предоставлением ритуальных услуг,- говорит глава администрации села Нелькан Аяно-Майского района Наталья Петухова. - При этом цены на погребение очень высокие.

    Несмотря на то, что в Хабаровске другая ситуация - рынок ритуальных услуг переполнен, - в мэрии уже давно задумались об альтернативе традиционным кладбищам. Причина - в дефиците свободных земель. Первый хабаровский крематорий, по планам администрации города, появится уже в этом году.

    Поделиться