СК: Паспорт волгоградской террористки был поддельным

Руководитель следственного управления СКР по Волгоградской области Михаил Музраев огласил предварительные итоги расследования теракта в Волгограде, произошедшего 21 октября в салоне рейсового автобуса N 29. Погибли шесть человек и смертница, еще 55 человек получили ранения различной степени тяжести.

СК опроверг версию, что к взрыву причастны люди из "УАЗА", который следовал за автобусом. Как выяснили следователи, "подозрительный" "УАЗик" принадлежит одному из сельхозпредприятий Городищенского района Волгоградской области. Водитель и четверо рабочих в тот день ехали в Красноармейский район Волгограда за покупкой сельхозтехники. Когда прогремел взрыв и из автобуса начали выскакивать люди, пассажиры "УАЗика" тоже выбежали из машины - пытались помочь пострадавшим.

Михаил Музраев также рассказал о паспорте смертницы. Взрывом Наиде Асияловой оторвало голову, а ее сумку взрывной волной выбросило из автобуса. Поврежденный паспорт нашли за пределами автобуса.

- В каком-то смысле нам повезло - благодаря паспорту мы смогли быстро установить личность террористки-смертницы, - говорит Михаил Музраев. - Нет сомнений в том, что именно она совершила подрыв. Ее личность также подтверждена генетической экспертизой. Что касается второго паспорта, с фотографией в хиджабе, изображение которого обошло все СМИ, то это фотомонтаж. Кто и зачем его сделал - мы устанавливаем.

Кроме того, следствие выяснило, что Наида Асиялова была тяжело больна. У нее были серьезные проблемы с почками, поджелудочной, молочными железами, было тяжелое заболевание костей челюсти.

- Подготовка теракта велась с 10 сентября - именно с этого момента Наида Асиялова перестала выходить с кем-либо на связь, в том числе и по своему последнему месту работы - в компании сотовой связи в Москве, - пояснил Музраев.

Целью террористки был именно Волгоград (первоначально звучали версии о том, что смертница не доехала до Москвы и по каким-то причинам вышла в Волгограде незапланировано). Допрос диспетчера в Махачкале и водителя автобуса показал, что Наида Асиялова оплатила проезд именно до Волгограда. Затем, на въезде в город, заблаговременно попросила водителя остановиться у академии МВД. Просьба странной не показалась - дагестанские автобусы часто останавливаются в этом месте в районе Самарского разъезда, так как в академии учится довольно много курсантов из этой республики.

Ответа на вопрос, почему именно Волгоград, нет. Возможно, потому, что через город проезжают практически все махачкалинские автобусы, направляющиеся в столицу.

- Пассажиры автобуса, в котором прибыла в Волгоград Наида Асиялова, показали, что всю дорогу она ехала одна, ни с кем не общалась, на остановках из салона не выходила, - рассказывает Михаил Музраев. - Левая рука у нее была подвязана, как при переломе, а правую она все время прижимала к груди. Объясняла это тем, что у нее сломаны ребра. Но мы думаем, что правой рукой она поддерживала взрывное устройство.

Следствие уверено в том, что подрыв Асиялова совершила самостоятельно. На месте теракта не было обнаружено ни остатков сотового телефона, ни радиодеталей, которые могли бы указывать на дистанционный подрыв. У Асияловой с собой также не было никаких средств связи. Наоборот, на месте взрыва криминалисты нашли обрывок бинта, на внутренней стороне которого был прикреплен провод. И взрывчатку она везла также сама - криминалисты обнаружили частицы взрывчатого вещества и в автобусе из Махачкалы, и в салоне машины частника, подвезшего его до торгового центра "Акварель" в Советском районе.

Связи теракта 21 октября с другими взрывами в Волгограде следствие не установило.

Важный вопрос - можно ли было предотвратить теракт?

- По маршруту следования махачкалинского автобуса нами допрошены сотрудники всех постов ДПС, через которые он проходил, - сказал Михаил Музраев. - Правовая оценка действиям некоторых из них будет дана по результатам расследования.

В переводе с юридического на русский - это намек на то, что смертницу все-таки банально "проморгали". Сейчас главная цель следователей - найти организаторов теракта и сообщников Асияловой на Северном Кавказе.

Кстати

17 человек, пострадавших в теракте, остаются в лечебных учреждениях, семеро из них в Москве. 5 ноября из волгоградских больниц были выписаны 14 пациентов, врачи продолжают за ними наблюдать амбулаторно.

Похороны жертв теракта в Волгограде