Эти приоритеты формируются на основании общего видения будущего, закрепленного в указах президента, ну и, конечно, окружной "Стратегии 20-30", государственных и муниципальных программах.
Трехлетний бюджет готовился в условиях усиливающейся "турбулентности" мировой финансовой и экономической системы, не обошедшей стороной и Россию. Полугодие страна прошла с самыми низкими со времен мирового финансового кризиса темпами роста экономики, а прогноз социально-экономического развития на следующую трехлетку говорит о рисках снижения цен на нефть, ослабления курса национальной валюты, усиления конкуренции на мировых финансово-инвестиционных полях.
Эти риски только усиливают актуальность курса, который мы всем округом определили для региона при разработке "Стратегии 20-30": обеспечение устойчивого развития на основе укрепления потенциала Югры с целью повышения качества жизни людей и долгосрочного развития территории. Наш трехлетний бюджет работает на достижение трех ключевых среднесрочных приоритетов.
Мировой опыт подтверждает дальновидность и оправданность инвестиций в инфраструктуру даже в самые экономически непростые времена. Нерешительность в инфраструктурном вопросе рискует спровоцировать социальную напряженность и загнать региональную экономику в инфраструктурный тупик.
Поэтому трехлетний финансовый цикл спрогнозирован с дефицитом бюджета автономного округа, что даст нам возможность стабильно, предсказуемо для партнеров и инвесторов продолжить стратегические инфраструктурные проекты. Это взвешенное и вполне реальное для нашего региона решение. В прошлом году у трети регионов страны государственный долг превысил 50% объема дохода регионального бюджета без учета межбюджетных поступлений. В Югре этот показатель сегодня в десять раз ниже, а в ближайшие три года потолок нашего госдолга не должен превысить отметку в 40%.
На решение инфраструктурных задач ориентирован и бюджет, и комплекс принятых в текущем году государственных программ. Суммарные расходы инвестиционного характера в программах запланированы с ростом. Например, в 2014 году они составят 42,7 млрд рублей (то есть с ростом почти на 24% к уровню текущего года), в 2015-м - более 37,7 млрд рублей (рост - более чем на 9%).
Главная задача - сохранить транспортную доступность, продолжить строительство жилья, детских садов и других инфраструктурных объектов. Качество подготовки инженерной инфраструктуры для инвесторов не должно снижаться.
Недавно в строй вошел стратегически важный участок Северного широтного коридора: автомобильная дорога Ивдель - граница Югры. Путь на Урал и в Европейскую часть России из западных районов автономного округа сократился в среднем на 600 км, экономия на транспортных и прочих издержках исчисляется сотнями миллионов рублей ежегодно. Появления еще одного мощного альтернативного канала связи автономного округа с внешним миром югорчане ждали 17 лет. До 2020 года в развитие и дальнейшее обустройство югорской части Северного широтного коридора будет вложено порядка 33 млрд рублей, что само по себе создает новые рабочие места и стимулирует экономическую активность на западных территориях Югры.
На повестке дня - мегапроекты по строительству двух новых мостов через Обь в районе Сургута и Приобья, а также дороги Березово - Саранпауль. Для реализации этих трех проектов предстоит привлечь около 90 млрд рублей инвестиций. Их осуществление по сути должно сделать Югру частью "Большой земли". Кроме того, в среднесрочной перспективе мы будем ежегодно выделять порядка 4 млрд рублей на развитие региональной сети дорог, около 2 млрд рублей - на строительство и реконструкцию дорог местного значения.
Серьезный рывок вперед предстоит сделать в развитии широкополосного Интернета. Проект по ликвидации цифрового неравенства стоит около 8 млрд рублей, и мы намерены реализовать его с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
Еще одним ключевым инфраструктурным блоком, обремененным серьезными историческими долгами, остается для нас жилищно-коммунальный комплекс. В прошлом году благодаря командным, взаимодополняющим действиям округа и органов местного самоуправления в Югре было введено в эксплуатацию свыше 1 млн квадратных метров жилья. Такого не бывало со времен Советского Союза. Наши бюджетные меры поддержки строительной отрасли предполагают, что и в последующие годы мы будем удерживать высокую планку. Самое большое число инвестиционных проектов с государственной поддержкой приходится сейчас как раз на жилищное строительство. В целом на жилищную поддержку югорчан в соответствии с государственной программой в ближайшие три года будет направлено почти 76 млрд рублей.
К 1 января 2016 года будет полностью ликвидирован аварийный жилищный фонд (признанный таковым в установленном порядке до 1 января 2012 года). Собственная квартира или дом должны стать более доступными за счет нового механизма накопительной ипотеки, "охлаждения" рынка жилья, а также умеренной инфляции в экономике в целом.
В 2014 году на сферу ЖКХ в бюджете заложены рекордные средства: 23 млрд рублей. Эта финансовая инъекция призвана оздоровить отрасль, повысить ее энергетическую эффективность и технологическую оснащенность. Такая консолидация сил должна максимально оградить население от тарифных скачков.
Значительные инвестиции будут направлены на развитие современного образования и науки, высокотехнологичного здравоохранения, улучшение качества работы социальных служб, повышение доступности культуры и спорта. Не устану повторять: Югра богата талантами, и мы должны создать плодородную среду, чтобы они реализовались, работали на нашу конкурентоспособность, устойчивое развитие, инновации.
Мы сохраняем приоритетную социальную направленность бюджетной политики. Более 73% расходов бюджета на ближайшую трехлетку - это инвестиции в развитие человеческого капитала. Все получатели пособий, специальных выплат и компенсаций будут полностью обеспечены ими в течение всего бюджетного цикла с учетом ежегодной индексации.
Важнейшими факторами устойчивого развития является стратегическое обеспечение лидерства в сфере наших компетенций в мире и создание новых источников роста. Ставка на развитие науки и инноваций предопределена и фактом вступления России в ВТО. Мы должны кратно повысить свою конкурентоспособность и сформировать инновационную платформу экономики. В наших планах - создание полноценного современного университетского кампуса в Сургуте, который должен стать местом концентрации регионального интеллекта, центром притяжения для ученых. Для усиления инфраструктурной базы наших образовательных и научных центров в предстоящие три года доля бюджета в общем объеме финансирований госпрограммы развития образования в Югре вырастет в среднем в 3,5 раза.
Структурная трансформация сырьевой экономики требует максимально комфортного финансового климата для инвесторов и деловой среды, дружественной для предпринимателей. В первом полугодии текущего года объем государственной поддержки инвестиционной деятельности составил в округе 9,3 млрд рублей. На каждый бюджетный рубль предоставленной льготы мы привлекли более 25 рублей частных инвестиций.
С 1 января мы намерены полностью освободить от уплаты налога на имущество те субъекты бизнеса, которые входят в инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, а также реализуют проекты по развитию рынка доступного арендного жилья. По сути, эта мера должна сработать на решение двух ключевых социальных задач: обеспечения югорчан новыми рабочими местами, в том числе в отдаленных и труднодоступных поселках, и разгрузки очередей на жилье.
Мы завершаем внедрение в Югре так называемого "Инвестиционного стандарта". В результате на фоне нестабильной ситуации в мировой экономике мы наращиваем инвестиционный потенциал, а значит, и доходную базу бюджета. За первые 6 месяцев этого года объем инвестиций вырос у нас в сравнении с прошлым годом примерно на четверть и составил 314,5 млрд рублей. Кредитные рейтинги Югры, присвоенные тремя крупнейшими международными рейтинговыми агентствами - Standard & Poors, Moody s и Fitch, - соответствуют высшему для российских регионов уровню.
Инвестиционный портфель Югры включает около сотни проектов финансовой емкостью 700 млрд рублей. В предстоящие три года это позволит создать более 9 тысяч рабочих мест, большинство из которых - высокотехнологичные. Для реализации этих планов еще один новый институт - Инвестиционный фонд Югры - возьмет на себя подготовку площадок под конкретные инвестиционные проекты. Особый упор будет сделан на поддержку и стимулирование роста малого и среднего социального предпринимательства.
Важно, чтобы в непростой для экономики период каждый югорчанин был уверен в источнике заработка, мог реализовать свой профессиональный потенциал. Для этого наш план действий по рынку труда строится исходя из двух ключевых переменных. Первая - дальнейшее снижение уровня безработицы. Вторая - увеличение среднемесячной заработной платы. К 2016 году она должна достигнуть 69 тысяч рублей по региону.
Все наши цели имеют точное, прикладное значение. Тем не менее они могут быть достигнуты раньше или позже в зависимости от скорости движения к ним. Чтобы этот процесс не пробуксовывал, не отклонялся от курса, не шел в обход отдельных территорий, его двигателем должны быть граждане. Наш опыт по проведению общественного этапа разработки "Стратегии 20-30", свидетельствует: югорчане к такой совместной с властью работе готовы и заинтересованы в ней. Она организована в нашем регионе с помощью интерактивного интернет-ресурса "Народный бюджет", так называемых краудсорсинговых проектов, экспертных советов, антикоррупционных интернет-ресурсов и горячих линий.
Новый бюджет на 96% составлен по программному принципу, что позволит специалистам, да и всем гражданам оценивать при его исполнении не только эффективность и обоснованность использования средств, но и результативность работы каждого бюджетного рубля для реализации нашей "Стратегии 20-30".
Такой подход должен применяться и в бюджетном процессе для анализа произведенных затрат, принятия решений о корректировке действующих бюджетных позиций, сворачивании старых или введении новых. Для этого в Югре будет разработана система, так называемого, "бюджетного светофора". Считаю, что она может заработать до 2016 года. Она будет базироваться на определении трех основных бюджетных цветов и соответствующих им видов бюджетных расходов. В случае значительного ухудшения экономической конъюнктуры и пересмотра бюджета красный цвет будет присваиваться неприкосновенным расходам, связанным с исполнением обязательств, не подлежащих секвестру. Желтый получат расходы среднего приоритета, сокращение которых возможно только после общественного обсуждения. Зеленый будет отдан наименее защищенным расходам, приостановка финансирования которых возможна при существенных социальных и экономических изменениях. Такая схема сделает нашу бюджетную систему устойчивой, гибкой по отношению к внешним негативным факторам и одновременно усилит участие общества в ее формировании.
Скорость нашего развития, то, как мы ответим на сегодняшние вызовы и создадим платформу для устойчивого развития, зависит только от нас.