Суть разработки в настройке иммунной системы пациента на борьбу с клетками опухоли, это выгодно отличает терапевтическую вакцину от широко используемой химиотерапии - никакого вреда организму в этом случае не наносится. Вакцина готовится для каждого больного индивидуально. По оценке разработчиков, она позволит повысить среднюю выживаемость при наиболее агрессивной форме рака молочной железы на 30%.
-Не успели мы сообщить об окончании доклинических испытаний, как на нас обрушился шквал звонков и писем с просьбами включить в состав команды добровольцев, - рассказывает гендиректор фирмы-разработчика Сергей Зайцев.
Пока до практического применения в мире доведена лишь одна терапевтическая вакцина - препарат против рака простаты, разработанный американской компанией. Но сибирский метод лечения намного дешевле зарубежного, стоимость одного курса лечения в США составляет 100 тыс. долларов, сибиряки намерены уложиться в 10 тыс.
При этом метод "обучения" иммунной системы больного в борьбе с клетками опухоли универсален для разных типов рака. Так, еще одна новосибирская инновационная фирма получила грант в 2 млн руб. на разработку терапевтической вакцины уже от рака легких. Это совместный проект с Институтом клинической иммунологии СО РАМН. Результаты работы должны быть представлены в 2017 году.
Не прекращают ученые и поиск эффективных противоопухолевых препаратов - один из них нашли в молоке, которым мать кормит ребенка. Как рассказал заведующий лабораторией биотехнологии Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН Владимир Рихтер, новый препарат создан на основе лактаптина - фрагмента к-казеина молока человека.
Изучать свойства компонентов грудного молока человека в лаборатории начали в 2000-х годах. Способность подавлять рост опухоли у пептида, состоящего из 75 аминокислот, была выявлена в какой-то степени случайно. Оказалось, этот мини-белок индуцирует процесс апоптоза (программируемой смерти) в опухолевых клетках.
При этом именно нарушение процесса апоптоза (его ослабление) считается одной из причин онкологических заболеваний: клетки "забывают" погибать в срок, начинается их безудержное разрастание - возникает опухоль. Если все-таки удастся запустить "сломавшийся" механизм смерти, то рак начнет отступать.
- Доклинические испытания проводились на лабораторных животных, мышах и крысах, - рассказывает кандидат биологических наук Владимир Рихтер. - Мы проверяли наш препарат на безопасность и эффективность. Выяснилось, что лактаптин тормозит скорость роста опухоли примерно на 50%, это соответствует сегодняшним методам химиотерапии. Но в отличие от "химии" наш препарат совершенно безопасен, не токсичен для организма человека.
Как пояснил ученый, лактаптин запускает апоптоз в клетках опухоли, но никак не влияет на здоровые клетки. Почему так происходит, пока неясно. Возможно, это связано со сбоем в "программе смерти" клеток в опухоли.
Потенциальное лекарство назвали лактаптином и получили на него российский патент. Планируется, что клинические испытания препарата пройдут в Алтайском краевом онкодиспансере в Барнауле.
Но для чего в грудном молоке содержится вещество, подавляющее рост опухоли и влияющее на механизм гибели клеток? Неужели природа заботится о здоровье человека с самого его рождения? Владимир Рихтер эту версию опроверг:
- Маловероятно, чтобы лактаптин воздействовал на процессы обеспечения жизнедеятельности ребенка, скорее он как-то влияет на организм матери, - считает ученый.
Но самые лучшие препараты не смогут помочь онкопациенту, когда его болезнь запущена. Как показывает практика, чаще всего опухоль выявляют уже на 3-й или даже 4-й стадии, когда остановить процесс ее роста уже практически невозможно. Диагностические исследования начинают проводить лишь после того, как человек пожалуется онкологу на боль.
- Решением проблемы может быть обнаружение онкозаболевания на ранних стадиях, - рассказывает ведущий научный сотрудник Института молекулярной и клеточной биологии СО РАН Николай Колесников. - Мы пытаемся создать метод диагностики, позволяющий на ранних этапах отличать доброкачественные образования от злокачественных, используя в качестве маркеров молекулы микро-РНК.
Пока ученые работают с тремя видами рака - щитовидной железы, головного мозга и молочной железы. В перспективе метод может быть расширен для диагностики большинства видов онкологических заболеваний.