Бюджетные авиакомпании будут брать плату за поход в туалет

На длительных рейсах бюджетные авиакомпании за рубежом планируют брать плату за поход в туалет с пассажиров на борту. Такой ход некоторые лоукостеры, то есть компании, предлагающие дешевые авиабилеты, использовали и раньше. Но прежде их было немного. Теперь тенденция, что называется, набирает обороты.

Есть ли такие же планы у российских перевозчиков и дадут ли им разрешение на это отечественные авиавласти? "РГ" узнала об этом в минтрансе. Источник в ведомстве отметил, что планов по внесению изменений в законодательство, которое бы позволило снизить стоимость билета, в том числе и за пользование туалетной кабинкой на борту, нет.

Хотя, надо признать, самим перевозчикам услуга обходится в копеечку. Ведь она не регулируется государством в отличие от услуги взлета-посадки. Здесь цена рыночная, ее диктуют компании, которые на этом специализируются. Но важно, чтобы при этом не было монополии, считают в минтрансе. Вообще же при подготовке судов к полету цена примерно на 50 услуг не регулируется государством, в том числе и на уборку самолета.

Пока пассажиры российских авиакомпаний находятся вообще в более привилегированном положении. Но вскоре у нас тоже грядут изменения. Так, например, сейчас перевозчики не вправе брать деньги за воду, ручную кладь или багаж. Исключение составляют лишь те случаи, когда вес багажа превышает определенную планку, которую компании устанавливают самостоятельно. В остальных случаях брать дополнительные деньги с пассажира законодательство не позволяет. Так же, как и продавать невозвратные билеты.

В России уже обсуждаются поправки в законодательство, по которым ряд услуг на борту станут платными

А вот некоторые услуги платны у нас и сейчас. Скажем, дополнительно надо платить на борту за возможность доступа в Интернет. Такая услуга, кстати, есть не на всех рейсах. В основном она существует у крупных перевозчиков на дальних маршрутах. Причем тарифы кусаются. Чтобы посмотреть почту и написать пару постов в Сети, нужно заплатить сумму не меньше, чем стоимость месячного безлимитного доступа в Интернет на земле. На ряде бортов предлагают за дополнительную плату также аренду гаджетов для просмотра фильмов или прослушивания музыки.

Но уже сейчас рассматриваются поправки в законодательство в Госдуме, которые позволят без оглядки на возможные судебные иски брать деньги за ручную кладь и одно место багажа. Кроме того, за отдельную плату разрешат предлагать сок, чай, другие напитки. Впрочем, стакан воды, чтобы запить лекарство, все равно принесут бесплатно, успокаивают представители авиабизнеса. А вот алкоголь многие авиакомпании перестали предлагать пассажирам как за деньги, так и бесплатно, чтобы снизить вероятность дебошей на борту. Исключение может быть сделано для пассажиров бизнес-класса. Но и цена их перелета в два раза выше, чем в экономе.

Сейчас практически на всех рейсах у отечественных компаний можно рассчитывать на бесплатный "перекус". Если же поправки вступят в силу, то надо будет внимательно смотреть, входит ли обед в стоимость билета.

Есть и другие особенности у лоукостеров. В бюджетных самолетах бизнес-мест обычно не делают. А кресла ставят как можно плотнее, чтобы обеспечить максимальную загрузку. Но вот билет на место, где пространство для ног больше, в таком самолете будет дороже. При покупке билета цена еще может зависеть также от расположения места на борту. У наших перевозчиков - во всяком случае, пока - такая градация выражена в меньшей степени. И если есть свободные места, то обычно можно попросить разрешения пересесть на более комфортное место. Например, из хвоста самолета, от туалета, из прохода ближе к середине салона. И деньги за это никто не попросит, если это место не в бизнес-классе. Иностранные перевозчики же не идут на это либо просят доплатить за билет.

Справка "РГ"

Бюджетные авиакомпании появились в прошлом веке в США. В основе этой модели - высокая производительность труда и сведение к минимуму расходов авиакомпаний. Это достигается, например, за счет максимальной эксплуатации моделей одних и тех же самолетов. Используется продажа билетов через Интернет, и только на прямые рейсы (нет расходов на содержание офисов и дополнительный штат сотрудников по продаже билетов). Также происходит сокращение обслуживающего персонала за счет выполнения части работ (по уборке салона, регистрации на рейс) членами экипажа.

Опрос "РГ"