В деньгах это более 1,7 млрд долл., или почти 93% от прошлогоднего уровня. Как пояснили в Кемеровской таможне, причина - сокращение поставок металлов (нелегированной стали, алюминия, ферросилиция, чугуна, проката, заготовок кованых, изделий из чермета и прочего) в страны дальнего зарубежья на 157,6 млн долл. При этом наблюдается увеличение объемов экспорта в страны СНГ - на 22 млн долл. А как оценивают ситуацию сами металлурги?
- Наше предприятие конкурентоспособно как на внешнем, так и на внутреннем рынке, - утверждает директор по сбыту и закупкам Гурьевского металлургического завода Владимир Солдатов. - Экспортные поставки осуществляем по прямым контрактам в Азербайджан, Белоруссию, Среднюю Азию, Украину и Монголию. Объем отгрузок на дальнее зарубежье несколько снизился, однако мы сохранили все партнерские отношения.
Спад рыночного спроса на металлопрокат наметился уже в IV квартале 2012-го. Потому ГМЗ - лидер отечественного рынка мелющих тел для горнорудной и цементной отрасли - вынужденно сократил их выпуск. Вся ситуация связана с уменьшением объемов производства горно-обогатительными предприятиями и сокращением темпов строительства. Кроме того, качественные характеристики гурьевского шара в разы превосходят параметры ГОСТа по ударостойкости и износостойкости.
- А если изделие служит дольше, его и покупают реже, - говорит Солдатов. - Однако нам удается компенсировать это поставками уголка и швеллера. В 2014 году, даже если объем потребления не увеличится, мы ожидаем роста продаж благодаря расширению клиентской базы.
Выживать помогает мобильность: среднесортный линейный стан в сортопрокатном цехе легко перенастраивается под требования заказчика, выдавая то большие, то минимальные партии проката сложного профиля, практически любой конфигурации. Скажем, спецпрофили для вагоно- и машиностроения. При этом цены на отдельные позиции снижают за счет оптимизации закупок сырья. А сроки доставки изделий сокращаются благодаря комплектованию сборных вагонов и наращиванию объемов автодоставки.
Принадлежащему ЕВРАЗ-холдингу Западно-Сибирскому металлургическому комбинату сегодня приходится с удвоенной силой работать над повышением конкурентоспособности. Как сообщили "РГ" в региональном центре корпоративных отношений "Сибирь", снижению себестоимости продукции помогают инвестиционные проекты. Например, по вдуванию пылеугольного топлива в доменные печи, а также по активному вовлечению в шихту металлосодержащего сырья, получаемого при переработке шлаков.
Улучшая сервис, комбинат организует пакетные поставки, контейнерную отгрузку и автодоставку продукции. За рубеж везут лишь полуфабрикаты: квадратную заготовку, слябы (слитки) и чушковый чугун. Весь прокат, за исключением стабильных экспортных поставок бунтовой катанки (разновидность проволоки), идет на рынки России и СНГ. Одно из основных конкурентных преимуществ - расширение продуктовой линейки. Скажем, здесь стали делать мелющие шары и арматуру, которая может применяться при монтаже зданий хоть на Крайнем Севере.
Кроме того, ЕВРАЗ приступил к полигонным испытаниям стометровых термоупрочненных рельсов, изготовленных в реконструированном рельсобалочном цехе ЗСМК. В проект инвестировано более 18 млрд руб. После тестирования на безопасность новая продукция пойдет на строительство отечественных высокоскоростных магистралей. Эксперты утверждают: потребность России в хороших рельсах настолько велика, что работы на рынке хватит всем.
По словам коммерческого директора Новокузнецкого алюминиевого завода компании РУСАЛ Вячеслава Маркова, поставки в ближнее зарубежье и Россию в этом году превысили прошлогодний уровень. Так, если в III квартале 2012-го они составили 37%, то год спустя уже 52%. Соответственно, в Америку, Европу и страны Юго-Восточной Азии теперь отправляется меньшая доля продукции, предназначенной для автомобильной, аэрокосмической, строительной и других отраслей.
- Спросом пользуются изделия с добавленной стоимостью - сплавы алюминия, - уточнил Марков. - А больше всего - цилиндрические слитки, поскольку сейчас востребовано экструзионное оборудование. Если же говорить о конкурентоспособности, то своих позиций на рынке мы не утратили. Для того чтобы их сохранить и укрепить, работаем над расширением линейки, снижением себестоимости и стремимся максимально удовлетворять требования потребителя.
Судя по всему, о дальнейшем сокращении производства алюминия в Кузбассе (первую очередь завода закрыли по экологическим причинам) речь пока не идет. А тем более о его заморозке до лучших времен, что, как известно, уже произошло с пятью низкорентабельными предприятиями РУСАЛа. Хотя генеральный директор компании Владислав Соловьев не исключал эту возможность. "С таким уровнем цен, я думаю, еще будут закрываться производства в России", - сказал он. "Мы уже закрыли первую очередь Новокузнецкого алюминиевого завода и смотрим на вторую, это будет означать полное закрытие предприятия в Новокузнецке". Впрочем, и никаких уведомлений о возможном сокращении персонала предприятия в областную службу занятости пока не поступало.