На фоне внешнеполитических успехов Путина, прежде всего, связанных с сирийской проблематикой, особенно заметными выглядели потери в мировой политике, понесенные Обамой. В 2013 году глава Белого дома увяз в переговорах с Конгрессом во время бюджетного кризиса и едва не спровоцировал дефолт Америки, оказался в капкане вялотекущих, не слишком эффективных палестино-израильских переговоров и не сумел ничего добиться угрозой применения силы от официального Дамаска. В то время как Москва с помощью незаурядных дипломатических ходов, напротив, заставила режим сирийского президента Башара Асада отказаться от химического оружия и объявить о его полном уничтожении под контролем ООН. Так что в конечном итоге Белому дому оставалось только с горечью приветствовать российские инициативы и сожалеть об упущенных США возможностях.
На этой неделе Белый дом попытался перехватить у России внешнеполитическую инициативу на иранском направлении. В пятницу стало известно, что госсекретарь США срочно вылетел в Женеву, где проходят переговоры "шестерки" международных посредников с Тегераном. Как определили цель поездки представители Госдепартамента, Керри предстоит сгладить противоречия, которые возникли между сторонами при обсуждении иранской ядерной программы. На фоне российских инициатив Белому дому нужен срочно собственный дипломатический успех, который продемонстрирует мировому сообществу, что Америку рано списывать со счетов.
Выдвинув Путина на первое место в списке самых влиятельных людей мира, американская редакция Forbes принимала во внимание особенности политического сезона-2013, когда прочие претенденты на это "звание" оказались к финалу года ослабленными или сбавили темп в этом негласном пиар-состязании. Канцлер Германии Ангела Меркель, которая, как полагали эксперты, могла бы составить конкуренцию Путину, потратила значительную часть политического сезона на выборы. Ее партия одержала победу в борьбе за парламент, но оказалась неспособной в одиночку сформировать правительство.
Другой возможный претендент на первую строчку в списке Forbes - Си Цзиньпинь, который стал председателем Китайской Народной Республики в 2013 году, большую часть политического сезона занимался перестройкой государственной машины и находился в тени, не выдвигая громких инициатив. Таким образом, первое место Путина стало еще более закономерным на фоне недостаточной активности его "конкурентов", если, конечно, в принципе, возможно применять такие состязательные термины в отношении лидеров мировой политики.
С другой стороны, уже не первый выбор американской редакции Forbes не в пользу американского лидера вновь продемонстрировал многополярность современного мира, где ВВП государства или размер его вооруженных сил перестали быть определяющими факторами влияния на мировую политику.
Однако примененная "Форбс" расстановка руководителей государств по степени влияния противоречит основным принципам российской внешней политики и выглядит в современных реалиях несколько искусственной. Москва всегда выступала против попыток одной страны или группы стран навязать мировому сообществу свое мнение, тем более - добиваться поставленных целей с помощью силы.
В условиях многополярного мира рейтинги, подобные тому, что составил Forbes, теряют смысл и даже являются вредными с точки зрения практической политики. Вспомним, что во времена короля Артура сидевшие рядом с монархом рыцари "Круглого стола" обладали равными правами, когда сообща принимали решения. Но к чему бы привело решение этих рыцарей или их окружения устроить конкурс, чтобы выяснить, кто из участников "Круглого стола" обладает большим влиянием и может навязать свою волю окружающим? Очевидно, что итогом такого состязания по влиятельности стали бы многочисленные конфликты среди рыцарей и, как следствие, ликвидация всего института "Круглого стола".
Успех Путина в списке Forbes - это не победа одного лидера над другим. Скорее, следует вести речь о положительной оценке, которую дали американские составители списка основным принципам российской внешней политики. И прежде всего - принципу, который заключается в уважении Москвой суверенного права других государств обладать собственным, внеблоковым взглядом на происходящие в мире процессы. Россия выступает за этот многовекторный подход во внешней политике не одно десятилетие. Но, пожалуй, только во время сирийского кризиса президент Путин сумел успешно применить его на практике для формирования прорывных решений, которые спасли мир от новой войны.
Свой вклад в первое место Путина внес и беглый сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден. Его разоблачительные материалы в отношении Агентства национальной безопасности США, которое занималось прослушиванием миллионов абонентов на территории Европы, привели к кризису доверия среди членов НАТО.
Представленные Сноуденом документы заставили многие страны Евросоюза и международные организации обвинить Соединенные Штаты в тотальной слежке и вторжении в личную жизнь европейцев. Скандал, который разгорелся после откровений Сноудена, несомненно, ослабил влияние Обамы в мире, заставил президента США публично признать, что деятельность спецслужб не во всем соответствовала американским принципам. На этом фоне внешняя и внутренняя политика российского президента выглядела более последовательной и конструктивной. Поэтому для американских составителей рейтинга Forbes в 2013 году Владимир Путин оказался наиболее безупречным кандидатом на первое место в списке самых влиятельных лидеров мира.