Фильм заявлен как создание Ираклия Квирикадзе. Замечательного мастера, ирониста и остроумца, автора картин "Пловец", "Городок Анара", "Кувшин" и "Путешествие товарища Сталина в Африку". Интригует и актерская команда: Фанни Ардан в роли императрицы, Владимир Машков - император Николай II, а кроме них - Филипп Янковский, Ирина Алферова, Ксения Раппопорт, Анна Михалкова, Данила Козловский, Константин Хабенский...
Но есть странное ощущение дежавю. Два года назад французским режиссером Жозе Дайан уже был снят телефильм "Распутин" с теми же актерами, но по сценарию Венсана Фарго и Филиппа Бессона. Он есть в Интернете, и его уже посмотрели тысячи людей. По данным IMDb, фильм в 2011 году вышел на экраны Франции, в 2012-м - России. Но на экранах России он не появился. История Распутина уже представала в фильме Элема Климова "Агония" о моральном распаде империи как причине ее гибели - там потрясающая работа Алексея Петренко. На этот раз французские авторы вырастили развесистую клюкву на русские темы - с роскошью кутежей, цыганами, пляской и буйным медведем в облике Жерара Депардье - Распутина. Наскоро изложен сюжет с появлением в столице дикого сибирского оракула и очень подробно - сюжет с заговором и убийством. Мистика - главная краска фильма: Распутин возложением рук возвращает людей с того света, да и сам, уже в упор пристреленный в сердце и в лоб, уже сброшенный в ледяную Неву, все равно раскроет безумный глаз и напророчит России гибель в объятиях дьявола. То есть картина вносит посильный вклад в бездумную ненависть к случившемуся в 17-м году перевороту, который, однако, сделал из неграмотной страны космическую державу, но это все, понятно, козни Сатаны.
Воодушевленная близостью Фанни Ардан, русская актерская команда предстала в лучшем качестве, даже справляясь с отдающими вампукой диалогами. Особенно хорош Филипп Янковский в роли князя Юсупова - одного из вдохновителей убийства Распутина. Авторы воспроизводят его страсть к трансвестизму и намекают на неравнодушное отношение Распутина к странному юноше с бледным лицом - как же пройти мимо темы, вдруг ставшей писком моды! Но в сценах убийства Янковский создает образ почти из Достоевского - с фанатическим блеском в глазах и священным ужасом от содеянного.
Как сообщил "РГ" источник в продюсерских кругах, русских продюсеров картина не удовлетворила, они пригласили на помощь Ираклия Квирикадзе, и тот перемонтировал ее так кардинально, что Жозе Дайан сочла за благо снять свое имя с титров. Поэтому хоть слово "Мотор!" кричала Жозе Дайан, сценаристом и режиссером ее творения теперь значится Ираклий Квирикадзе. Получился гибрид - другое произведение, собранное из тех же кубиков. Нас ждет редкое зрелище - вариант "продюсерского кино", где творцом-диктатором выступает тот, кто дает деньги.