Эксперты: Сибирскую деревню будет развивать сельхозкооперация

Производственно-сбытовая кооперация в Сибири испытывает серьезные трудности. Внутренние ресурсы для развития практически исчерпаны. Пришло время помощи со стороны государства - как в законодательном плане, так и в организационном. Призывы к назревшим переменам звучат из разных регионов СФО.

Поддержка на бумаге

- Сельхозкооперация не только способна играть большую роль в обеспечении продовольственной безопасности страны. Это резерв для развития сельских территорий, способный обеспечить занятость и достойный уровень жизни населения, повысить качество труда. Ее значимость существенно возрастает в условиях глобализации, особенно с присоединением России к ВТО. Однако сельхозкооперация пока не сложилась как устойчивая система, способная снизить производственные издержки, обеспечить доступ к заемным средствам и предложить малым формам хозяйствования на земле действенную, конкурентоспособную структуру для массовой закупки, переработки и реализации продукции, - считает заместитель председателя, директор департамента по экономической политике, торговле и потребительскому рынку исполкома межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" (МАСС) Владимир Аксенов.

Проблем в этой отрасли, действительно, накопилось немало. Нужны дополнительные меры финансовой поддержки. Сельхозкооперативы испытывают серьезные проблемы с налого-обложением и кредитованием (нет доступа к среднесрочным и долгосрочным кредитам). Зачастую их продукция неконкурентоспособна из-за высокой себестоимости. В развитии сети ко-операции заинтересованы далеко не все главы муниципальных образований. Региональные программы поддержки и развития сельхозкооперации в ряде субъектов СФО, по большому счету, работают только на бумаге. Есть серьезная нехватка квалифицированных кадров.

- Почему в свое время провалился нацпроект по развитию личных подсобных хозяйств? Не сработали механизмы кооперации, - уверена Галина Спицына, глава Искитимской крестьянской ассоциации. - Сегодня ЛПХ практически заканчивают свое существование. Беда в том, что совершенно нет качественной переработки сельхозпродукции. Для фермеров нужны экстренные меры поддержки сельхозкооперации. Любыми средствами необходимо сохранить и увеличить производство в фермерских хозяйствах, обеспечить их крепкий союз с потребительской кооперацией, найти средства для строительства кооперативных рынков. поскольку с крупными продовольственными сетями взаимовыгодный контакт установить очень сложно.

На "сетевиков" у крестьян вообще большой зуб. Исполнительный директор Союза крестьянских (фермерских) формирований Алтайского края Александр Вайс самой больной проблемой называет именно сбыт сельхозпродукции.

- Мы работаем в системе абсолютного хаоса. Ни организации, ни связей, ни плановости. На I Всероссийском съезде сельских кооперативов представителя сетевых компаний освистали, но, пока мы свистим, сети добивают местных производителей. Если не появится система госзакупок, скоро вообще некого будет кооперировать. Госзакупки - это же прекрасная поддержка в виде гарантированного рынка и возможности планового ведения своего хозяйства, - указывает Анатолий Степанов, председатель Новосибирской областной общественной организации "Ассоциация руководителей сельскохозяйственных предприятий".

На необходимости введения механизма госзакупок и равноправого диалога с крупными ритейлерами настаивает и председатель совета директоров Союза сибирских овощеводов Николай Потапов:

- Мы учим "сетевиков" относиться к нам по-другому. Не хотите учитывать наши интересы - не будем заключать с вами договор. Люди ведь уже наелись "сетевых лохмотьев". Они хотят покупать качественные продукты. К сожалению, местные сельхозпроизводители, по сути дела, отлучены от рынка. Дорогу туда перекрыли тендеры. Государственные деньги идут мимо нас, и, чтобы выжить и развиваться дальше, нам необходимы гарантия сбыта и госзаказ.

"Пельмешки от райпо"

Конечно, не все так пессимистично. Сибирская сельхозкооперация всегда отличалась повышенной живучестью. Так было и в царское время, и в советское, и в девяностые годы, когда рухнули многие структуры. Например, в Алтайском крае система потребительской кооперации, возникшая в мае 1915 года, ныне считается одной из самых крупных в масштабе России.

- Кооперация осуществляет розничную и оптовую торговлю, организует общественное питание, заготовки и переработку сельхозпродукции, транспортное и бытовое обслуживание населения, - делится опытом председатель Совета крайпотребсоюза, депутат краевого Законодательного собрания Виктор Красилов. - Мы стараемся развивать собственное производство. Наша продукция - хлебобулочная, кондитерская, колбасная, рыбная, безалкогольные напитки - пользуется доверием и большим спросом у населения. Она готовится из натурального сырья, без каких-либо добавок. Качеству уделяем особое внимание - сегодня во многие районы пришли крупные торговые сети, идет конкурентная борьба за каждого покупателя. Высокое качество продукции - один из наших аргументов.

- "Пельмешки от райпо" раскупают влет, - продолжает Красилов. - Есть еще один важный момент: мы никогда не платили в конвертах "черную" или "серую" зарплату, потому что понимаем свою ответственность перед работниками. Исправно платим все налоги. Может, кому-то это покажется незначительным, но в районах от сорока трех до пятидесяти копеек на каждый рубль заработной платы отчисляем мы. В общей сложности суммы платежей по налогам достигают 240-260 миллионов рублей ежегодно. От 120 до 150 миллионов рублей в год инвестируем в развитие нашей системы, в модернизацию производства. Стараемся дать сельчанам возможность дополнительного заработка: организуем заготовительные пункты, ведем приемку лекарственно-технического сырья - папоротника, ягод, грибов, полезных трав. Только в Усть-Пристанском районе за один сезон райпо заготовило пять тонн калины. А пирожки с этой калиной едят даже в Барнауле. В период с 2008-го по 2012 год мы закупили у населения сельхозпродукции почти на три миллиарда рублей - семь тысяч тонн мяса, сорок шесть тысяч тонн молока, почти пятьдесят тысяч тонн зерна и муки.

На Алтае с его значительной долей сельского населения кооперация несет важную социальную нагрузку. Местные союзы и потребобщества себе в убыток (более девятнадцати миллионов рублей в год) содержат 168 магазинов в отдаленных и труднодоступных селах, куда не пойдут работать ни мелкие предприниматели, ни крупные сети. В свою очередь, краевые и муниципальные власти оказывают этой структуре ощутимую поддержку. Постановлением администрации региона потребкооперация включена в программу "Развитие торговой деятельности в Алтайском крае" на 2012-2016 годы. Принято решение о включении кооперативных организаций в краевые программы приобретения оборудования, субсидирования части банковской процентной ставки по кредитам и части затрат на лизинг. Но и у алтайской потребкооперации есть проблемы.

- Мы хотим, чтобы потребительская кооперация была включена в федеральную программу "О развитии сельскохозяйственной кооперации на 2014-2016 годы", - говорит председатель правления крайпотребсоюза Петр Бухтояров. - Для сохранения магазинов в отдаленных и малонаселенных пунктах (численностью менее 500 человек) нужен механизм возмещения из средств бюджета организациям потребкооперации транспортных расходов по доставке товаров на расстояние свыше одиннадцати километров от райцентра. Мы закупаем у населения сельхозпродукцию, и давайте решим проблему обеспечения ею местных учреждений социальной сферы - детских садов, школ, больниц, интернатов. Сейчас эти поставки осуществляются на тендерной основе. Пришла пора выработать щадящую налоговую политику для небольших убыточных магазинов, находящихся в отдаленных и малочисленных селах. Пока к ним применяется налоговая система на общих основаниях, как для торговых сетей.

Комиссионер на рынке

На прошлой неделе в Новосибирске под эгидой МАСС прошел круглый стол, посвященный дальнейшим перспективам производственной и сбытовой кооперации. Помимо уже обозначенных проблем, была поднята тема районных сельскохозяйственных оптовых рынков. Так, можно отметить интересный опыт Испании, Италии и Турции, где налажена эффективная связь между селом, ритейлом и покупателем. Созданные там сельскохозяйственные оптовые рынки - это полноценная бизнес-структура, которая на своей территории скупает продукцию в частных подворьях, у мелких и средних фермеров и работает с ритейлом и госструктурами. Это частная структура, на которую не надо никаких бюджетных денег. А возглавляют рынки лицензированные уполномоченные комиссионеры, не имеющие ничего общего с пресловутыми посредниками.

По мнению экспертов, подобные рынки - базовые элементы производственно-сбытовой кооперации в селе. Именно они позволили сохранить частные подворья в условиях экспансии крупных производителей, в том числе импортеров. Три года назад кубанские аграрии, внимательно изучившие опыт юга Европы, внесли в Госдуму свой законопроект об оптовых сельхозрынках. С тех пор о нем ничего не слышно.

- Идет колоссальное противодействие законопроекту, который мог бы дать прорывной экономический эффект, - пояснил редактор журнала "Председатель" Павел Березин. - Импортеры же прекрасно понимают, что местные товаропроизводители быстро вытеснят их продукцию. В ноябре будет предпринята еще одна попытка рассмотрения законопроекта, с которым, кстати, можно ознакомиться в Интернете.

Важнейший для аграриев законопроект уже поддержали многие регионы России, в том числе - ряд сибирских. Высказались за его принятие и участники круглого стола. Никому из них не хочется повторить путь тех регионов, где одно время в крупных торговых сетях оставалась только импортная продукция.