Когда мы говорим об утилизации ТС, первым делом приходят на ум старые "Жигули". Потому что в основном "поношенные" российские (и советские) автомобили в 2010-2011 годах стали главными героями инициированной минпромторгом программы утилизации ТС. Сданные в утиль престарелые "ласточки" исчислялись сотнями тысяч - в таком же количестве наши граждане покупали новые машины отечественного производства или определенные марки собранных в РФ "иностранок". Выделенные на эксперимент 30 млрд руб. немедленно обеспечили возврат в бюджет не менее 60 млрд - в виде налогов от автомобильной и смежных отраслей. Только в автопроме рост добавленной стоимости составил около 150 млрд руб. Была сделана попытка запустить аналогичные программы утилизации грузовиков, автобусов и сельхозтехники, но достойного продолжения, к сожалению, они не имели.
Однако утилизировать можно (и нужно!), кроме упомянутой техники, еще и железнодорожные вагоны, морские-речные суда и даже так называемый "вертикальный" транспорт - лифты и башенные краны. Это даст не только солидный объем вторичного металла (только легковое авто на 72% состоит из "железа", а цельнометаллический железнодорожный полувагон содержит его более чем 90%), но и подхлестнет обновление парков всех видов транспортных средств. Таким образом, из одного ствола есть шанс подстрелить сразу двух зайцев.
По данным Объединенной вагонной компании, нынешнее поколение грузовых вагонов в России и СНГ стремительно дряхлеет. К 2020 году должно быть списано более 400 тыс. вагонов. Речной флот насчитывает свыше 9 тыс. судов, средний возраст которых составляет более 28 лет. В ближайшие 5-10 лет около 90% этих посудин будут списаны по техническому состоянию. Более 80% рыбопромысловых судов (всего их 2,5 тыс. ед.) эксплуатируются сверх срока полезного использования. До 70% парка сельскохозяйственной техники изношено физически, а доля морально устаревшей превышает 90%. По данным минпромторга, 85% тракторов, 58% зерноуборочных и 41% кормоуборочных комбайнов старше 10 лет и работают с истекшими сроками службы. Из 500 тыс. лифтов в РФ 65% отработали свой нормативный 25-летний срок. В Ростехнадзоре считают, что 40% лифтов нуждаются в срочной замене или модернизации.
Мы с вами только что, навскидку, без тщательных подсчетов "нашли" в стране целую кучу потенциального металлолома, в котором так нуждаются наши металлургические заводы. Разумеется, целиком автомобиль, вагон или самолет на метзавод не повезешь - он принимает лишь "голый" металл. А индустрия утилизации отходов в России практически отсутствует. И программы утилизации в транспортном машиностроении могут стать фундаментом будущей большой отрасли рециклинга ТБО и промышленных отходов.
Виктор Ковшевный, директор центра "Интеллектуальные ресурсы" университета МИСиС, уверен, что сегодня есть все предпосылки для того, чтобы в России был создан новый сегмент экономики по утилизации транспортных средств, состоящий из региональных программ по рециклингу. Это повлечет строительство новых заводов, создание рабочих мест, увеличение сумм взимаемых налогов. Но для того чтобы эти программы успешно стартовали и при этом стимулировали спрос на новые транспортные средства, государству необходимо ежегодно на протяжении пяти лет вкладывать по 150 млрд руб. Сделать это, по мнению Виктора Ковшевного, будет непросто, но в козырях - отличные аргументы. Только в автомобильной отрасли объединено около 250 крупных и средних предприятий и организаций, занято более 800 тыс. человек. Производство автотехники осуществляется в тесной кооперации с предприятиями других отраслей, в том числе и металлургической, что в общей сложности обеспечивает занятость около 5 млн человек.
Во всем мире утилизационный бизнес глубоко прибылен. Поэтому вложения потребуются только на первых порах, и в основном в инфраструктуру. А встав на ноги, отрасль утилизации прекрасно прокормит сама себя и даст "пищу" металлургическим заводам
Алексей Рахманов, заместитель министра промышленности и торговли РФ:
Я полностью поддерживаю идею создания полноценной системы утилизации транспортных средств, поскольку мы пока не отдаем себе отчет, сколько ресурсов таким образом можно экономить. Думаю, утилизационный сбор станет главным источником финансирования полноценной системы утилизации.