09.11.2013 23:22
    Поделиться

    "РГ" приводит список ярких музыкальных проектов Вячеслава Бутусова

    10 ноября 1982 года считается днем основания легендарной отечественной группы Nautilus Pompilius. Ее сооснователь Вячеслав Бутусов - фигура в советской и российской музыкальной культуре первостепенной важности. Помимо "Нау" он дал жизнь ряду проектов, которые, конечно, уступают по известности и популярности одной из первых пост-панк групп СССР, но от этого не становятся менее интересными. А зачастую они раскрывают Бутусова с совершенно неожиданных сторон. Сайт "РГ" решил перечислить самые важные из них.

    1. Nautilus Pompilius, 1982 - 1997

    Этот коллектив в особых представлениях не нуждается. Многие песни, написанные творческим союзом Вячеслава Бутусова, Дмитрия Умецкого и поэта Ильи Кормильцева хорошо известны всем. Начав как своеобразная реакция на западный new wave, много почерпнув (во многом - от имиджа до звучания - у The Cure), свердловские музыканты в конце концов создали собственную неповторимую музыкальную вселенную, ставшую затем совсем самостоятельной. И хотя последний их альбом - "Яблокитай" - известен российскому слушателю в основном за счет песен, прозвучавших в культовом фильме Балабанова "Брат", следует отметить, что по целостности эта запись едва ли не превосходит все предыдущие работы коллектива. И ее однозначно можно назвать недооцененной.

    2. "Ю-Питер", 2003 - наше время

    Любителям рок-музыки также хорошо известен основной постсоветский проект Бутусова - "Ю-Питер". Большинство при этом совершенно незаслуженно считают альбомы этой группы "бледной тенью" его творчества времен "Нау" и склонны объяснять их едва ли не инерцией. Такое мнение, конечно, нисколько не соотносится с реальностью. Освобожденный от тяжелого бремени непростых отношений с коллегой Кормильцевым Бутусов наконец полностью раскрыл свои таланты. В Nautilus Pompilius стихами в основном занимался Кормильцев, а на долю Бутусова, писавшего музыку, приходится всего несколько текстов (хотя почти все они стали "хитами"). В "Ю-Питере" же он взялся и за слова, продолжая писать музыку для тройки замечательных музыкантов (их послужной список вполне позволяет назвать коллектив "супергруппой"), которые активно занимаются аранжировками. Лирика же "Ю-Питера" наконец приоткрыла для слушателей дверь в сложный и богатый мир скрытного меланхолика Бутусова. И в этом мире можно с интересом блуждать часами.

    3. "Бутусов и Deadушки", 2000

    Группа Deadушки - одно из самых примечательных явлений российской электронной сцены девяностых и нулевых. Двое экс-участников легендарной советской авангардной группы "Странные Игры" Виктор Сологуб и Алексей Рахов записали два замечательнейших альбома, полных абсурдизма, музыкального буйства и легкого помешательства. В промежутке между ними они успели посотрудничать с двумя столпами отечественной рок-музыки - Борисом Гребенщиковым и Вячеславом Бутусовым. И если первый записал с электронным дуэтом новые (и очень симпатичные) версии своих старинных малоизвестных песен, то Бутусов взялся за дело всерьез и написал массу уникального материала для нового альбома, который получил соответствующее духу пластинки загадочное название "Элизобарра-Торр". По словам самого Бутусова, название находится "на грани чувствования и непонимания". Как и весь альбом. Кстати, одна песня с пластинки - "Настасья" - попала на радио и мгновенно стала хитом (потом "Ю-Питер" даже зачем-то спел ее с известной поп-фолк певицей Пелагеей), хотя она, пожалуй, является самой слабой на этой гипнотической записи.

    4. "Овалы", 1998

    В обширной и разнообразной дискографии Бутусова всего три диска вышли в качестве его сольных работ. Из них только "Овалы" можно считать полноценным авторским альбомом. Вышедшие в 1998 году "Овалы" стали одной из самых удачных пластинок музыканта и поэта. Известность приобрела лишь песня "Гибралтар-Лабрадор", тоже "засветившаяся" в фильме Балабанова - на этот раз в "Брате 2". Но кроме нее на записи присутствуют еще 11 блестящих песен (один только "Берег" чего стоит!), которые вместе составляют удивительный альбом, обладающий обаянием и доброй атмосферой.

    5. "Тихие игры", 2001

    Пластинка "Тихие игры" стала своеобразным сборником концертных и просто новых версий песен, написанных и исполнявшихся Бутусовым в разное время. От "олдового" "наутилусовского" боевика "Хлоп-Хлоп" до "Настасьи" и "Гибралтара-Лабрадора".  Хороший подарок мастера поклонникам.

    6. "Модель для сборки", 2008

    Интерес Бутусова к молодым и не очень молодым талантам (все-таки "Торбу-на-Круче" молодыми уже назвать трудно) вылился в 2008 году в саундтрек к так и не вышедшему фильму по мотивам творчества Хулио Кортасара "Модель для сборки". В альбоме, где Вячеслав Геннадьевич исполняет чужие песни по-своему, присутствуют очень интересные и удивительно "бутусовские" песни ("Выключи компьютер, детка", "Будь, как Будда", "Фея"), которые вполне достойны украсить его творчество. А это дорогого стоит.

    7. "НезаконНоРожденный АльХимик доктор Фауст - Пернатый Змей", 1997

    Вообще так и неснятые фильмы становились катализатором творческого импульса Бутусова как минимум дважды. Альбом замысловатым названием стал первым случаем серьезного сотрудничества бывшего фронтмена "Нау" со знаменитым гитаристом "Кино" Георгием Каспаряном, который затем стал главным инструменталистом в "Ю-Питере". Получив возможность заняться тем, чем давно хотелось, Бутусов начал отрываться по полной. Слово "АльХимик" в названии присутствует совсем не случайно - его интерес к алхимии проявился в постсоветское время со всей силой. Альбом "НезаконНоРожденный АльХимик доктор Фауст - Пернатый Змей" с его "Ты, ковер, поганый фетиш, нам сейчас за все ответишь" однозначно входит в золотой фонд сольных альбомов великих деятелей отечественной рок-сцены.

    8. "Звездный Падл", 2001

    После этого Бутусов с Каспаряном записали еще один странный и захватывающий альбом - "Звездный Падл". Аранжировки и музыка бывших участников группы "Кино" вместе с уникальным апатичным вокалом Бутусова - наверное, самое подходящее звуковое воплощение для стихов культового андеграундного поэта Евгения Головина. Вышло - как и должно было - затейливо и незабываемо.

    9. "Мост", 1985

    Уникальная и довольно редкая запись 1985 года, один из образцов сотрудничества Бутусова и другого основателя "Нау" Дмитрия Умецкого со сторонними музыкантами. Собственно, Бутусов был приглашен только в качестве вокалиста, а запись - в связи с нехваткой денег и отсутствия необходимого оборудования - получилась совсем не такой, какой ее видели авторы. Впрочем, "сыроватость" материала для работ находящихся в творческом поиске молодых музыкантов в то время - далеко не всегда недостаток. Здесь она, как это нередко бывает, лишь добавляет шарма.

    Поделиться