10.11.2013 23:05
    Поделиться

    Павел Басинский: Сизиф Камю -заложник человеческого достоинства

    На прошлой неделе, 7 ноября, цивилизованный мир отмечал 100-летие Альбера Камю (1913-1960), писателя, философа, нобелевского лауреата, одного из основателей литературно-философского течения -абсурдизма.

    Камю родился во французской колонии, в Алжире. Его отец Люсьен Камю был смотрителем винного подвала в винодельческой фирме; во время Первой мировой войны служил в пехоте, получил смертельное ранение и умер в лазарете. Мать - Кутрин Сантэ - испанка по национальности, полуглухая и неграмотная. Семья жила в бедности. Чтобы содержать семью, мать работала сначала на фабрике, затем - уборщицей.

    Блестяще закончив школу, Альбер Камю по настоянию своего учителя, которому затем посвятит Нобелевскую лекцию, продолжил обучение в лицее, а затем в Алжирском университете. Штудировал философию, увлекался Достоевским и Ницше... Между лицеем и университетом Камю занимался футболом и перенес туберкулез. В университете он получил звание магистра философии за работу "Неоплатонизм и христианская мысль", там же попал под влияние экзистенциализма, читая Кьеркегора, Шестова, Хайдеггера. Увлекся социализмом, что сохранится даже когда Камю будет критиковать политику СССР.

    В 1940 году закончил повесть "Посторонний", сегодня признанную классикой литературы абсурда. В повести герой убивает алжирца едва ли не исключительно потому, что нож араба слишком сильно сверкает на солнце. В 1941 году Камю завершил работу над эссе "Миф о Сизифе" -этим катехизисом абсурдистской философии. В эссе обреченный на вечный и бесполезный труд Сизиф катит камень в гору и вновь спускается за ним с горы, осознавая абсурдность своего бытия, но, тем не менее, сохраняя свое человеческое достоинство и бросая вызов богам. Это становится основой философии Камю, в которой главнейшей темой, как ни странно, является тема совести. И не случайно Нобелевская премия 1957 года была присуждена Камю "за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести". Точная формулировка...

    А 110 лет назад, в 1903 году, писатель-самоучка, не закончивший ни лицея, ни университета, Максим Горький, написал поэму "Человек". Ее осудили Чехов и Короленко, а Лев Толстой записал в своем дневнике, что "Горький недоразумение". Чехов в этой поэме увидел "попа, безбородого, говорящего басом на "о"". Между тем родился Алексей Пешков в своего рода "русском Алжире", в Нижнем Новгороде, с его полиэтническим составом, со знаменитым азиатско-русским Шиханом, торговой улицей, в которой были "ночлежки, трактиры, хлебопекарни, лавки с бакалеей, старым железом и разной рухлядью... Хаос звуков вихрем носился в узкой канаве улицы, разбиваясь о грязные стены зданий... Странно и чуждо звучит в этой улице имя Христа" (рассказ "Каин и Артем"). Но человек "звучит гордо..."

    Положив рядом поэму "Человек" и "Миф о Сизифе", поражаешься их созвучию и в мыслях, и в образах. Гордый Человек Горького точно так же обречен, как Сизиф Камю. "Затерянный среди пустынь Вселенной, один на маленьком куске Земли, несущемся с неуловимой быстротою куда-то в глубь безмерного пространства, терзаемый мучительным вопросом "зачем он существует?" - Человек Горького тоже бросает вызов богам и "мужественно движется - вперед! и -выше!" - катит в гору камень гордыни, а зачем? - спроси его, он не ответит. И только видишь его "гордое чело и смелые, глубокие глаза, а в них - лучи бесстрашной Мысли, той величавой силы, которая в моменты утомленья - творит богов, в эпохи бодрости - их низвергает". И это творение-низвержение - все тот же сизифов труд с камнем, о котором Горький догадался за тридцать с лишним лет до написания изящного сочинения Камю.

    Что может держать на земле человека, осознавшего абсурд бытия в эпоху, когда, по выражению Ницше, "Бог умер"? В 40-м году, когда Камю заканчивал "Сизифа", уже полыхала Вторая мировая война, целые страны и народы ложились под железную пяту фашизма, и не было видно конца-края этой чуме. В 1903 году, когда Максим Горький написал второй вариант своей поэмы, оставалось всего два года до начала первой русской революции, завершившейся катастрофой 1917 года. Камю не принял фашизм и вступил в ряды Сопротивления. Горький не принял большевизм, написав "Несвоевременные мысли". А его будущее возвращение в СССР и служба Сталину очень во многом была продиктована тем, что Европа в конце двадцатых годов уже ложилась под пяту нацизма, и первой это сделала возлюбленная Горьким Италия.

    Но остается проблема человеческой совести. Не гордыни, а именно совести. Быть человеком (не Человеком, а просто человеком) в любых сизифовых условиях, это труд, на который добровольно подписывается герой Камю. Античный Сизиф - жертва рока, а Сизиф Камю -заложник человеческого достоинства. Герой Горького бунтует ради гордости, а герой Камю - ради самого бунта, о котором никто не догадывается, потому что он об этом никому ничего не говорит.

    Камю вряд ли читал поэму Горького "Человек". Но это и доказывает надежность переклички.

    4 января 1960 года автомобиль, в котором Камю с семьей Мишеля Галлимара, племянника издателя Гастона Галлимара, возвращался из Прованса в Париж, вылетел с дороги и врезался в платан в ста километрах от столицы. Камю погиб почти мгновенно. Галлимар, который был за рулем, умер в больнице через два дня, его жена и дочь выжили. Среди личных вещей Альбера Камю были найдены рукопись его неоконченной повести "Первый человек" и неиспользованный железнодорожный билет.

    Поделиться