Новости

11.11.2013 00:49
Рубрика: Власть
Проект: Армия

Брендовые идеи

На военные корабли и в шахты попадает контрафактное оборудование
Принято думать, что производством контрафактной продукции грешат в основном производители товаров народного потребления. Но, как оказалось, для мошенников нет запретных отраслей. На днях Ленинск-Кузнецкий городской суд вынес обвинительный приговор директору ООО, поставлявшего на шахты Кемеровской области контрафактное оборудование для подавления метана и угольной пыли.

- Суд установил, что 34-летний Максим Гундарев в 2011 году наладил на своем предприятии выпуск шахтных вентиляторов местного проветривания, не имея никаких прав на производство взрывозащищенного горно-шахтного оборудования (ГШО), - рассказала "РГ" старший помощник прокурора Кемеровской области по работе со СМИ Елена Тушкевич. - Кустарным способом, из бывших в употреблении деталей и узлов собрали десять вентиляторов, прикрутив к ним таблички с имитацией логотипа Томского электромеханического завода имени В.В. Вахрушева.

Фальшивую технику продали потребителям Ленинска-Кузнецкого и Киселевска. Не зная о том, что на самом деле кроется за "этикеткой" с хорошо известным брендом, специалисты установили вентиляторы в устройства для осланцевания горных выработок, а затем поставили эти устройства на угледобывающие предприятия. Завод-изготовитель понес ущерб в размере 2,8 миллиона рублей, а главное - под угрозой оказались здоровье и жизни шахтеров.

Суд признал Максима Гундарева виновным в трех эпизодах мошенничества, а также в производстве товаров, не отвечающих требованиям безопасности (тоже три преступления) и незаконном использовании товарного знака. Подсудимому назначен штраф в размере 150 тысяч рублей. Гражданские иски потерпевших (завода-изготовителя и двух угольных компаний) на сумму 1,4 миллиона и 715 тысяч рублей удовлетворены в полном объеме.

В то же время возбуждены сразу три уголовных дела в Мурманске, где при ремонте кораблей использовались контрафактное оборудование и различные мошеннические махинации. Сумма причиненного ущерба составила более 450 миллионов рублей.

Право

Когда речь заходит о контрафактных деталях, могут подразумеваться две проблемы: чисто юридическая или технологическая. В первом случае к качеству деталей претензий нет, просто поставщик или производитель нарушили чьи-то авторские права. Сегодня интеллектуальная собственность берется под усиленную правовую защиту, так что шутить с чужими патентами не стоит.

Однако гораздо опасней другая ситуация, когда под видом лицензионных деталей на технику ставят подделки, собранные буквально на коленке. Или продают по цене новых бывшие в употреблении агрегаты, уже отслужившие свой век. Например, минувшим летом в Хабаровске осудили мастера местного авиазавода, ставившего на ремонтируемые вертолеты левые - иначе и не скажешь - детали. В результате прямо в полете у вертолета Ми-24П разрушился рычаг поворота лопастей, весь экипаж погиб. Причину катастрофы долго не могли установить. Как выяснило следствие, мастер завода дал указание установить на Ми-24П бывшую в эксплуатации деталь, предназначенную для вертолета Ми-8. Хотя правила прямо предписывают устанавливать только новые рычаги поворота лопастей, ремонтники этим пренебрегли. А в служебные документы внесли липовые записи, из-за чего неисправный вертолет оказался в небе. Другой вертолет после точно такого же ремонта разбился минувшей весной на военном аэродроме в Хабаровске. Следствие подозревает, что причиной аварии стали именно контрафактные детали.

А военная прокуратура Северного флота сообщала, что из-за контрафактных деталей, установленных на большом десантном корабле "Александр Отраковский", его дальнейшая активная эксплуатация может привести к затоплению и гибели моряков. Также в прессе со ссылкой на Главную военную прокуратуру писали, что под видом ремонта на военную технику в массовом порядке ставится контрафакт, из-за которого армию накрыла эпидемия поломок. В сообщениях промелькнуло и название "Оборонсервиса".

Хотя проблема, конечно, давняя. Еще в 2007 году разгорелся громкий скандал, когда на проданных в Алжир "МиГах" обнаружились контрафактные детали, в результате чего контракт был расторгнут. А в прошлом году выяснилось, что проблема достигла буквально космических масштабов: в Самарской области следователи СКР возбудили два уголовных дела по факту изготовления контрафактного оборудования для ракетно-космических комплексов.

Комментарий

По самым скромным подсчетам экспертов, годовой оборот контрафактной продукции в России превышает 100 миллиардов рублей. Наибольшие объемы подделок зафиксированы в таких сегментах рынка, как алкоголь, минеральная вода, аудио- и видеопродукция, а также лекарства и биологически активные добавки. В то же время такая продукция может представлять опасность жизни и здоровью людей в целом ряде других отраслей промышленности.

Данная проблема назрела, и с ней надо бороться, заявил корреспонденту "РГ" заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов. "К сожалению, это распространенное явление современного мира, вызванное в том числе процессами глобализации и мировым разделением труда, когда одни выпускают интеллектуальный продукт, а другие штампуют его - грубо и формально, причем в ущерб качеству", - посетовал он.

По словам чиновника, сегодня борьба с продажей контрафакта становится все более актуальной из-за вступления России в ВТО и облегчения таможенных барьеров. В то же время, подчеркнул он, "бороться с этой проблемой необходимо не только силовыми и законодательными методами, нужно в принципе менять само отношение к этому явлению в сознании всех граждан". Поэтому одну из задач министерства он видит и в том, "чтобы разъяснять гражданам-покупателям все те угрозы и потери (не только финансового плана), которые связаны с приобретением заманчиво недорогого товара".

Вместе с тем, отмечают эксперты, в последние годы в целом ряде отраслей наблюдается тенденция к снижению масштабов контрафакта. В частности в авиации. Здесь проблема использования контрафактных деталей сегодня не является острой, поделился с "РГ" главный редактор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. "10-15 лет назад до 30 процентов деталей выпускались с различными нарушениями в оформлении документации или они проходили некондиционный ремонт. Сейчас этот процент гораздо ниже", - рассказал он.

По словам эксперта, постоянный учет номеров и паспортов деталей сейчас ведется в Государственном научно-исследовательском институте гражданской авиации. "Любая компания может отправить запрос с номером детали, которую они хотят поставить на самолет, и получить ответ - является ли деталь "белой" или контрафактной, проследить ее историю", - поделился он с "РГ". В последнее время наблюдается снижение уровня использования и применения контрафактных изделий в гражданской авиации. "Налицо постоянное усиление контроля за этой проблемой со стороны федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Кроме этого, оборот запчастей для воздушных судов иностранного производства несколько более формализован и авиакомпании взаимодействуют с крупными операторами обменных фондов запчастей, поэтому и возможностей для контрафактной продукции меньше", - резюмировал он.

А вот в лифтовом хозяйстве, где эксплуатируется потенциально опасное оборудование, ситуацию с использованием контрафактной продукции проконтролировать практически невозможно, объяснили в Национальном лифтовом союзе (НЛС). "Как таковой статистики использования контрафактных деталей не ведется, так как вряд ли кто-либо будет это афишировать. В то же время можно сказать, что из всех случаев аварий лифтов, сведения о которых есть в нашем союзе, ни одна поломка по вине контрафактных деталей, выявлена не была", - рассказали "РГ" в пресс-службе НЛС. Между тем, по данным "Единой лифтовой информационно-аналитической системы", лишь за 2012 год произошло 11 больших и больше 100 небольших аварий на лифтах, действующих в многоквартирных домах, вследствие чего 5 человек погибли, а некоторые получили тяжелые травмы.

Власть Безопасность Армия Происшествия Преступления
Добавьте RG.RU 
в избранные источники