Половина наших сограждан (51%) не осуждает тех, кто просит подаяния. Но 37% считают такое занятие недопустимым. Более непримиримо настроены москвичи: среди жителей столицы мнения разделились практически поровну: 42% считают попрошайничество допустимым, а 43% - нет. Большую терпимость (57-58%) проявляют жители мегаполисов-миллионников и крупных городов, а жесткость, равную московской, - обитатели городов с населением от 50 до 250 тысяч. В совсем маленьких поселках и деревнях снисходительность к нищим люди проявляют чаще.
58% россиян, по их словам, часто видят в общественных местах людей, просящих милостыню, еще 24% их видят, но редко. Не встречали на своем пути попрошаек счастливые 16% респондентов. По словам каждого пятого россиянина (21%), таких попрошаек в их родном городе или селе стало за последние года два-три больше, чем прежде. В этом смысле можно говорить о сдвигах в лучшую сторону, потому что в ходе опроса 2007 г. о подобном малоприятном "прибавлении" говорил почти каждый третий (30%). Сейчас треть опрошенных (34%) считает, что число попрошаек не изменилось, а 14% - что их стало меньше.
Впрочем, от этого чаще или реже подавать милостыню россияне не стали. Достаточно часто кладут деньги в протянутую руку 24% опрошенных, делают это редко - еще 43%. А 14% граждан не подают нищим никогда. Ни по пятницам, ни в другие дни недели.
В основном - из принципа или потому, что "сами бедно живут". К тому же люди убеждены, что "милостыню просят аферисты и профессионалы", и доверия к ним нет. Такие ответы давали в ходе опроса по 3% россиян из суммарных 14%, всегда отворачивающихся от просителей.
Люди должны сами работать и зарабатывать, а если не могут этого делать - то пусть им поможет государство путем социальных выплат или специальные фонды, поясняли опрошенные. Некоторые ссылались на то, что подавать милостыню им "муж не разрешает" или не позволяют моральные принципы, потому что попрошайничают очень часто бомжи, алкоголики или наркоманы.
Но сердце у россиян, конечно, не камень. Поэтому 29% все-таки подают милостыню "бабкам, просящим на хлеб" и беспомощным старикам, 26% готовы дать несколько монеток инвалидам, 13% - явно нуждающимся, бедным людям. 7% жертвуют деньги, видя, что у нищих "детям нечего есть". Поэтому каждый двадцатый все-таки подает милостыню попрошайкам-женщинам с детьми. Вызывают у наших людей жалость погорельцы, беженцы и бездомные, одетые в камуфляж "солдаты", а также уличные музыканты. Некоторые не могут отказать, когда попрошайки приходят к дверям их дома или встречаются им в электричке.
И наоборот, 39% не готовы подкрепить материально свое сострадание, если деньги у них просят пьяные или похмельные страдальцы. Каждый девятый (11%) суров к попрошайкам-цыганам, 8% никогда не подают нищим, которые "здоровы и могут работать, но ленятся", "тунеядцам". 7% не жалуют молодых нищих, 5% - бомжей. Россиянам не нравится быть благотворителями для мужчин, для мигрантов, для наглецов и приставал. Но 4% проявляют истинное милосердие и подают "всем и всегда, кто бы ни попросил".
Больше половины россиян (55%) уверены, что у большинства попрошаек есть возможность получить деньги, выжить и прокормиться другим способом, лишь каждый четвертый (25%) считает, что выйти на паперть - для этих людей единственный способ обеспечить себе пропитание. Четверть россиян вообще полагает, что люди, которые просят милостыню, собирают при этом гораздо больше денег, чем им реально требуется, и только 15% их жалеет, думая, что средств бедолагам все равно не хватает. В данном случае Москва снова суровее остальных городов: в столице 41% опрошенных считает попрошаек "подпольными миллионерами" и ловкими бизнесменами.
Хотя точную сумму, которую среднестатистический попрошайка собирает за день, 67% россиян представить себе затруднились, в качестве среднего заработка люди называли суммы от 300 до 3 тысяч рублей в день. И хотя многие россияне зарабатывают даже меньше, поменяться местами со всяческими страдальцами, погорельцами и непрерывно крестящимися "богомольцами" они бы точно не согласились. Хотя от сумы и от тюрьмы по привычке не зарекаются, но и уподобляться попрошайкам не хотят.